Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Опыт участия студентов СГТУ имени Гагарина Ю.А. в Интернет-олимпиадах по математике

Авторы: Федорова Ольга Сергеевна 1, Кандидат физико-математических наук, Доцент, Коломоец Анатолий Андреевич 2, Кандидат физико-математических наук, доцент
1 Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2 Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. кафедра "Прикладная математика и системный анализ"
В статье описывается опыт участия студентов СГТУ имени Гагарина Ю.А. в Открытой международной студенческой Интернет-олимпиаде по математике, организатором которой выступает ООО "Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования" (г. Йошкар-Ола, Россия), и в международной Интернет-олимпиаде по математике, организованной Ариэльским университетом (г. Ариэль, Израиль)

В реальных условиях современной производственной деятельности инженеру зачастую приходится решать задачи с высокой степенью неопределенности и риска. Их решение предполагает наличие не просто творческого начала, а достаточно развитых навыков творческой деятельности, которые должна привить будущему специалисту высшая школа [1]. Это вынуждает искать новые методы и технологии обучения. Одной из самых продуктивных педагогических технологий, на наш взгляд, является личностно ориентированная технология. Ее основу составляет личностная модель обучения, отличительной особенностью которой является подчеркнутое внимание к индивидуальности каждого студента и направленность преподавателя на сотрудничество с обучаемыми. Важной составляющей этой технологии является организация внеурочной деятельности, в которую входит, например, подготовка и участие в олимпиадах [2,3]. В частности, мы используем такой подход при обучении математике студентов специальности «Информационная безопасность автоматизированных систем» (ИБС) СГТУ имени Гагарина Ю.А.

Традиционно на специальность ИБС приходят учиться студенты, обладающие солидной базой знаний по школьной математике. Некоторые из них имеют опыт участия в олимпиадах по математике городского и регионального уровней. Поэтому мы считаем, что для поддержания интереса к предмету и развития творческого потенциала уже с первого семестра нужно привлекать способных студентов к олимпиадной работе. Для выявления талантливых ребят мы решаем некоторое количество нестандартных задач на лекциях и практических занятиях по математике, а также проводим внутривузовские олимпиады по математике, в которых могут принять участие студенты всех направлений и специальностей. Победители внутривузовской олимпиады приглашаются к участию в олимпиадах более высокого уровня, с ними проводится индивидуальная работа.

Студенты СГТУ имени Гагарина Ю.А. на протяжении многих лет становились участниками очных математических олимпиад регионального и всероссийского уровней. Но развитие новых инфокоммуникационных технологий открыло перед высшей школой невиданные ранее возможности. В 2009 году студентов нашего вуза пригласили поучаствовать в Первой всероссийской студенческой Интернет-олимпиаде по математике, организаторами которой выступили Федеральное агентство по образованию и Марийский государственный технический университет (г. Йошкар-Ола). Олимпиада вызвала у нас интерес, так как позволяла охватить большое число студентов-участников и не требовала серьезных материальных затрат. С тех пор и по настоящее время СГТУ имени Гагарина Ю.А. является постоянным участником этой олимпиады, которая с 2010 года носит статус международной, а организатором ее выступает ООО «Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования» (г. Йошкар-Ола).

Расскажем о необычном формате, в котором проводится эта олимпиада. Она проходит в три этапа. Первый этап – вузовский, проводится в виде компьютерного on-lineтестирования. За 180 минут студентам-участникам необходимо выполнить 16 тестовых заданий различного уровня сложности. Выделенные уровни можно охарактеризовать следующим образом: 1) стандартные задания с незначительным объемом вычислений, но в нестандартной формулировке; 2) задания, требующие объединения знаний из различных разделов дисциплины; 3) задания, требующие нестандартного применения стандартных подходов. Задачи первых двух уровней служат для того, чтобы вызвать интерес к решению математических задач у студента со средним уровнем подготовки и показать ему красоту математики. Задачи третьего уровня предназначены для дифференциации наиболее подготовленных студентов. Вузы-участники  обеспечиваются едиными высококачественными заданиями и единой централизованной системой проверки. Задания предлагаются в закрытой форме, что позволяет оперативно обрабатывать результаты [4]. От СГТУ имени Гагарина Ю.А. в среднем в первом туре  участвуют 25 человек. По словам ребят, проведение олимпиады в таком необычном формате при всей кажущейся простоте вызывает у них определенные трудности. Так как приходится не только решать нестандартные задачи, но и постоянно следить за временем, пытаться рационально распределить силы для того, чтобы успеть выполнить все задания теста за минимальное время. По результатам тестирования несколько студентов, набравших наибольшее количество баллов, приглашаются к участию во втором туре олимпиады.

Второй (региональный) этап  проводится также в виде компьютерного on-lineтестирования в базовых вузах, но здесь уровень материалов выше, и задания интереснее.  Базовым вузом для нас является Волгоградский государственный университет. Как и на первом этапе, проверка и обработка результатов происходит централизованно. По результатам второго этапа на третий заключительный тур приглашаются призеры базовых вузов.

Третий этап (всероссийский, международный)проводится на базе Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар-Ола, Россия) и Ариэльского университета (г. Ариэль, Израиль) в традиционной форме. Студенты-участники оформляют решения задач в письменном виде, работы проверяются членами международного жюри.

Хочется отметить, что Открытая международная студенческая Интернет-олимпиада по математике вызывает большой интерес у студентов  вузов РФ, ближнего и дальнего зарубежья. Так по данным официального сайта олимпиады [5] в первом туре олимпиады по математике 2016-2017 учебного года приняли участие 6406 студентов из 174 вузов Российской Федерации, а также из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана, Республики Узбекистан, Словении. Во второй тур вышли 752 студента из 152 вузов, в том числе три студента СГТУ имени Гагарина Ю.А. А в третьем этапе принимали участие 105 студентов из 55 вузов-участников. Студенты нашего вуза дважды становились участниками третьего тура. Так в 2009 и 2010 гг. это удавалось сделать Карказову Сергею.

Принимая участие в Открытой международной студенческой Интернет-олимпиаде по математике мы узнали о том, что с 2006 года Университетским центром в г. Ариэль (Израиль) проводятся международные олимпиады по математике с использованием сети Интернет при передаче заданий для участников олимпиады и получения решений. Так с 2009 года и по настоящее время СГТУ имени Гагарина Ю.А. становится постоянным участником международных олимпиад, организованных Ариэльским университетом. 

Ариэльский университет проводит олимпиады по математике в двух форматах – командном и личном. В командной олимпиаде от каждого вуза могут принимать участие неограниченное число команд по 4 человека. Командная олимпиада проходит в on-lineрежиме в два этапа: Блиц-турнир и Чемпионат.  Задачи появляются на сайте [6] последовательно через определенные промежутки времени (в среднем с интервалом 15-30 минут в зависимости от уровня сложности), в течение которых команде нужно решить задачу и отправить организаторам только ответ на нее. После того, как были выложены все задачи, и закончилось отведенное для их решения время, Блиц-турнир завершается. Теперь командам-участникам надо записать решения задач на бумаге, отсканировать их и отправить организаторам по электронной почте. На это также отводится ограниченное время. По результатам олимпиады победители определяются отдельно в Блиц-турнире, так как здесь учитывается время подачи правильного ответа, и в Чемпионате.

Наши студенты всегда с большим удовольствием принимают участие в  командных олимпиадах, так как это очень азартное мероприятие, требующее слаженной командной работы. Важная роль отводится при этом капитанам команд. Они должны распределять функции между членами команды, следить за временем, контролировать  правильность решения и оформления задач.  За всю историю участия СГТУ имени Гагарина Ю.А. в международных командных Интернет-олимпиадах по математике, нами были получены следующие результаты:

2011 год– бронзовые медали Чемпионата у команд Ксении Агандеевой, Карказова Сергея и Белова Александра;

2012 год– бронзовые медали в Блиц-турнире и Чемпионате у команды Белова Александра;

2014 год– бронзовая медаль Блиц-турнира у команды Устинова Ильи;

2016 год– бронзовые медали Блиц-турнира у команд Бирюлиной Анастасии и Братченко Ильи.

Личное первенство (Финал)международной Интернет-олимпиады по математике проводится следующим образом. В обозначенное время на официальном сайте олимпиады [6] выкладываются задачи из различных разделов математики разного уровня сложности, которые нужно решить за 4 часа. Оформленные решения сканируются и отправляются студентами-участниками организаторам по электронной почте. В финальном раунде нами были получены следующие результаты:

2009 год– серебряные медали у Карказова Сергея, Погодина Артема, Утанова Тимура; бронза у Вовнянко Алексея, Белова Александра, Фомичева Александра, Губенкова Евгения;

2010 год– бронзовые медали у Карказова Сергея, Белова Александра, Редчица Александра, Тупиковой Елены, Фомичевой Любови;

2011 год– бронзовые медали у Карказова Сергея, Тупиковой Елены, Быстрова Андрея;

2012 год– серебряная медаль у Быстрова Андрея;

2013 год– диплом 3-ей степени у Быстрова Андрея;

2015 год– бронзовая медаль у Кручинина Сергея.

Уже несколько лет на базе Ариэльского университета совместно с Поволжским государственным технологическим университетом в традиционной форме проводится Супер финал, в котором принимают участие победители третьего тура Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по математике и личного первенства международной Интернет-олимпиады по математике. Студенты СГТУ имени Гагарина Ю.А. дважды были удостоены чести быть приглашенными на это ответственное мероприятие. В 2012 году Быстров Андрей принимал участие в Супер финале в Израиле, в 2015 году такое приглашение получил Кручинин Сергей, но, к сожалению, принять участие в олимпиаде не смог.

В заключение хочется отметить, что Интернет-олимпиады по математике открывают новую страницу в системе высшего образования,  способствуют повышению качества подготовки студентов, помогают сделать олимпиадное движение массовым.

Список использованных источников
  1. 1. Кирсанов А. Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность / А. Кирсанов, В. Иванов, В. Кондратьев, Л. Гурье // Высшее образование в России. – 2008. – №6. – С. 37-40.
  2. 2. Федорова О.С. Личностно ориентированная модель преподавания математики / О. С. Федорова, А. А. Коломоец // Проблемы преподавания курса математики в технических вузах России в современных условиях: материалы Всероссийского методического семинара, г. Уфа, 2-4 декабря 2008 г. / Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ). – Уфа, 2009. – С. 79-81.
  3. 3. Федорова О.С. Использование компьютерных тестов при проведении экзаменов по дисциплине «Высшая математика» у студентов СГТУ имени Гагарина Ю.А. / О. С. Федорова // Информационные технологии в образовании: Материалы VIII Международной научно-практ. конф. – Саратов: ООО «Издательский центр “Наука”», 2016. – С. 391-396.
  4. 4. Наводнов В.Г. Международный статус всероссийской Интернет-олимпиады / В. Г. Наводнов, В. Е. Шебашев, Л. Н. Шарафутдинова // Аккредитация в образовании. – 2009. – №31. Доступ по ссылке http://www.akvobr.ru/mezhdunarodnyi_status_vserossiiskoi_internet_olimpiady.html
  5. 5. Сайт http://olymp.i-exam.ru/
  6. 6. Сайт http://www.i-olymp.net/olymp/
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Личностная модель обучения, олимпиады, международные олимпиады по математике, Интернет-олимпиады по математике

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.