Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование контестеров в качестве элемента образовательной среды Балашовского института СГУ

Автор: Кузнецов Олег Анатольевич, Кандидат физико-математических наук, Доцент
Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Достаточно часто при обсуждении основных задач формирования и использования образовательных сред забывают основную цель построения данных сред, а именно задача образования и изучение предметов школьной программы. В качество основного элемента данных сред при изучении информатики и программирования предлагается использовать контестеры. Хотя констатируется тот факт, что в Балашовском институте СГУ пока не удалось контестеры в преподавание.

Современный ребёнок постоянно присутствует в сети во всех её проявлениях: от поисковых систем и энциклопедий до социальных сетей и мессенджеров. И совокупность всех этих сервисов создаёт уникальную личную информационную среду каждого человека. Можно констатировать, что основная задача всего образования заключается в том, что бы скорректировать эту среду таким образом, чтобы она выполняла ещё и задачи образования и развития ребёнка. И это, по всей видимости, самая трудновыполнимая задача, поскольку на каждого человека воздействует огромное количество принципиально различных по содержанию и по средству подачи информации различных источников и сервисов. Как сформировать эту среду? Из каких компонентов должна состоять среда,  которая выходит в пространстве за рамки школы и не имеет строгих временных ограничений.

В нормативно-правовых документах [1], [2], [3] дается само понятие «электронной информационно-образовательной среды» ЭОИС, а так же определяются общие принципы формирования и функционирования, включая режимы доступа. В огромном количестве публикаций последнего времени рассматриваются самые различные аспекты формирования и функционирования данной среды, от теоретических обоснований возможности использования ЭИОС в открытом образовании [4] и новых информационных и коммуникационных технологий в образовании [5], до способов коммуникации данных сред с другими сетями и особенностях построения в различных образовательных учреждениях.

Необходимо отметить, что данная среда всегда и везде присутствует с учеником, если есть выход в сеть. И именно эта среда имеет принципиальное значение для развития ребёнка.

Можно формулировать огромное количество самых различных целей для использования информационно-коммуникативных технологий в образовании. Это и развитие познавательного интереса учащихся, и формирование определённого набора компетенций, и возможность контролирования личных достижений. Объединяя все цели, можно констатировать, что приоритетной целью является построение личной образовательной среды для каждого ученика. Именно правильно построенная среда позволяет ученику полностью реализовать свои потребности в обучении, если они были сформированы.

Большинство авторов, при рассмотрении личной учебной среды, выделяют следующие задачи:

1.      Поиск информации;

2.      Организация информации;

3.      Возможность публикации;

4.      Коммуникация;

5.      Взаимодействие.

Каждая из поставленных целей может реализовываться при использовании определенного программного обеспечения или соответствующего сервиса. Например, поиск информации не ограничивается использованием поисковых сервисов Гугл или Яндекс, он предусматривает умение составлять поисковые запросы не только на основании текста, но и с использованием графической и звуковой информации.

К сервисам, предназначенным для организации информации можно отнести все облачные хранилища данных и сервисы Diigo, Redditили Printerest. Основная особенность данных сервисов заключается в том, что любую найденную информацию можно встроить в структуру собственных знаний.

К компоненту среды, отвечающему за публикацию информации можно отнести все сервисы, которые имеют встроенные блоги, а это большинство современных сервисов. Единственный критерий, на основании которого можно судить о достоинствах сервиса- популярность ресурса в ближнем кругу. Можно представить список наиболее популярных сервисов, хотя он и  не способен претендовать на полноту и актуальность, как например живой журнал и видеоблог.

Такие задачи, как взаимодействие и коммуникация очень принципиальны и имеют огромное количество различных возможностей для реализации.

Все эти задачи являются основополагающими  для формирования образовательной среды, но они не охватывают один важный раздел образования- сам процесс обучение.  Совершенно очевидно, что при построении образовательной среды могут и должны присутствовать как общепризнанные сервисы, которые могут использоваться при изучении любого школьного предмета, так и специализированные, которые позволяют получить и проверить свои знания по определённому школьному предмету. Не претендую на полный анализ всех подобных ресурсов, но в качестве примера можно привести Фоксфорд, Открытую школа и Академию Хана. Данные ресурсы много дисциплинарные и позволяют освоить большинство школьных курсов. Кроме этого существует большое количество узкоспециализированных сервисов, которые предназначены для изучения небольшого набора школьных предметов.

При изучении информатики и программирования основную роль могут и должны выполнять контестеры. Данные ресурсы позволяют проводить соревнования и тренировки по программированию, используя автоматизированный способ проверки корректности работы программы. Кроме основной задачи многие контестеры снабжены средствами публикации и взаимодействия, что позволяет сделать данные сервисы основным элементом образовательной среды.

Как это ни парадоксально, но среди всех школьных и вузовских дисциплин основные проблемы при использовании электронной информационно-образовательной среды могут возникать именно при изучении информатики. Основная проблема заключается в том, что до сих пор школьный предмет «Информатика» непосредственно или косвенным образом связывают с понятием информационно-коммуникативные технологии, тем самым довольно часто изучение алгоритмов и программирования подменяется изучением различных информационных технологий.

Необходимо констатировать тот факт, что попытки внедрения контестеров в ЭОИС Балашовского института Саратовского государственного университета, не увенчались успехом.

Список использованных источников
  1. Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы?keywords=114. - Загл. с экрана.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержден приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816)
  4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002. – 168 с.
  5. Трайнев В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В. А. Трайнев, В. Ю. Теплышев, И. В. Трайнев. — М .: Издательско-торговая корпорация “ Дашков и К °”, 2011. — 320 с.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  образовательная среда учебного заведения, контестеры

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.