Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Возможности продуктивного усвоения учебного материала в процессе обучения информатике студентов Вуза

Автор: Некрасова Ирина Ивановна, Кандидат педагогических наук, Доцент
Новосибирский государственный педагогический университет
Тема статьи обусловлена комплексом социально-педагогических факторов: увеличением доли самостоятельной деятельности студентов в рамках государственных образовательных стандартов, изменением функций преподавателя в условиях информатизации учебного процесса, качественными преобразованиями характера профессиональной деятельности современного специалиста.

Целостная профессиональная подготовка  специалистов распределяется  по учебным предметам, возникает  реальная опасность  фрагментарности в усвоении  знаний  и умений.  Изучение возможности продуктивного усвоения учебного материала в процессе изучения информатики в вузе позволит уравновесить  методическую дифференциацию  профессионального  обучения.

По мнению  Архангельского С.И., существенным показателем зависимости эффективности и надежности обучения является “функция пользы” каждого предмета, выражающая количество его необходимых связей с другими  предметами и видами обучения. Фn-  функция пользы; Р - количество понятий данного предмета; Рr- количество пересечений операций с понятиями при изучении других предметов. “Функция пользы ” определяет качественное содержание и роль каждого компонента системы и характеризует, в каких дидактических, информационных и психологических связях находятся эти компоненты между собой. Если у предмета изучения нет никаких связей с другими предметами обучения, то величина “функции пользы” равна нулю [1].

Таблица1

Продуктивный  вариант  усвоения учебного материала

Алгоритм  решения  задачи

Этапы

 

1.       Восприятие  или  самостоятельное  формулирование условия  задачи.

2.       Анализ  условия задачи.

3.       Воспроизведение  (или  восполнение)  необходимых  для  решения знаний.

4.       Прогнозирование  процесса  и результатов, формулирование гипотезы.

5.       Составление плана (проекта, программы) решения.

6.       Попытки решения задачи  на основе известных способов.

7.       Переконструирование  плана  решения, нахождение  нового способа.

8.       Решение задачи новыми способами.

9.       Проверка решения.

10.    Введение полученного знания (способа)  в  имеющуюся  у  студента  систему.

11.    Выход  на  новые проблемы.

 

 

Ориентировочный этап

 

 

 

Исполнительский этап

 

 

Контрольно-систематизирующий этап

 

Данный вариант  состоит  из ориентировочного, исполнительского  и контрольно-систематизирующего этапов. Добывание, применение  знаний  здесь  носит  поисковый творческий  характер [4, c.134]. Стимулируется  самостоятельное видение решения проблемы.

Учебный процесс в этом контексте,  представляется  как  конкретная постановка решения комплексной задачи,  а содержание есть  совместная  деятельность  преподавателя  и  студента  по  решению  задачи  с  привлечением разнообразных  средств  познания  и  способов  обучения. А.А. Вербицкий  отмечает,  что  в  условиях  контекстного  обучения  единицей  работы  преподавателя  и студента  является  ситуация  во  всей  её  предметной  и социальной  неоднозначности  и противоречивости [3, c.60-61], но при этом  термин “учебные задачи”  употребляет  в локальном смысле, как задачи, “решение  которых  не  выходит  за  рамки  учебной деятельности  студента,  его академической  активности” [3, c.58], на смену таким  задачам, по мнению  автора, должны  прийти типовые  профессиональные  задачи  и  научно-исследовательская  работа  студентов, в рамках  которой  возможно  решение  творческих  профессиональных  задач.  Учебная  задача,  рассмотренная  в  современном видении,  должна быть  спроецирована  на  модель  деятельности специалиста,  отражать  цели,  содержание образования, систему профессиональных  требований  и характеристик  будущего специалиста. 

Типовая  задача  выявляется  на  основе анализа  профессиональных  функций специалиста. Эти задачи  сложны  и  комплексны. Для  того чтобы  научиться  решать комплексные  задачи, надо  сначала   научиться решать  частные. Каждая  из  частных  задач   может  решаться в рамках  разных  учебных  предметов. Среди  сложных  задач  можно  выделить  сквозные  задачи, проходящие  через  весь учебный  курс;  комплексные  - охватывающие  несколько  учебных  дисциплин, но  выполняемые  одновременно; целевые  комплексные  задачи, проходящие  через  несколько  дисциплин, но  направленные на  достижение  конкретной  цели [4, c.135]..

Учебные  задачи  должны  охватывать  и  отражать  как  можно  более  разнообразные  формы  и  типы  профессиональной  деятельности  специалистов,  поэтому  построение  учебного  процесса в  вузе  может  быть  рассмотрено  в  контексте  учебной  задачи. При  этом  следует  учитывать,  что  учебная  задача  должна  носить  индивидуальный характер  и  быть  личностно значимой  для  каждого  студента, так  как задача в реальной жизни  специалисту  сверху  “не  навязывается”, он ставит  ее  себе  сам,  а  затем  несет ответственность  за  результат  её  решения, за  правильность. Правильно поставленная  задача  дополняет,  связывает  в  единое  целое  разрозненные  знания,  учит  находить   связи  между  дисциплинами. На  этом  этапе  учебная задача  трансформируется  в  метод  обучения. В процессе  решения  эти  задачи  ставят  студента  перед  необходимостью   привлекать  знания  из  разных дисциплин и  знания  переходят  на  качественно  новый уровень, студент  овладевает  совокупностью  знаний  и умений – компетентностью [4].

При проведении занятий для студентов специальности Эксплуатация железных дорог в Сибирском государственном университете путей сообщения преподаватель организовывает самостоятельную работу студентов  при изучении информатики и связанных дисциплин, учитывая то, что в своей работе инженеру приходится выполнять много расчетов, и в этом ему может помочь использование электронных таблиц. Однако для повышения эффективности работы полезно изучить некоторые дополнительные особенности Excel. Использование списков, выполнение анализа данных, построение диаграмм и создание фильтров могут оказаться полезными при работе инженера с электронными таблицами. Следует отметить, что не все обучающиеся имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий при использовании табличного процессора. Работа над решением комплексной учебной задачи с примером, взятым из профессиональной сферы деятельности инженера,  направлено на то, чтобы научить студентов, используя средства Excelи VBA, создавать возможность для рациональной и эффективной организации работы с большими объемами информации, обеспечивая продуктивный уровень усвоения учебного материала.

Комплексная учебная задача выполняется в табличном процессоре Microsoft Excel с элементами программирования на VBA. Управление проектом должно осуществляться через кнопочные меню на рабочих листах. В задаче представлены средства автоматизации работы и повышения эффективности использования Excelпри обработке списков, создании форм и диаграмм средствами VisualBasicforApplication состоит из двух разделов, каждый раздел выполняется в несколько этапов. В начале каждого этапа излагается теоретический материал, затем приводится четкая последовательность действий, выполнение которых обеспечивает получение предусмотренных данным этапом результатов. Принципы решения задачи рассматриваются на реальной модели базы данных. Получив знания и умения работы с базой данных на конкретном примере, студент должен выполнить индивидуальное задание по вариантам [5].

Таким образом, студенты уже на первом курсе приобретают навыки использования современные информационных  технологий, при решении учебных задач. Также решение данной комплексной задачи, которая выполняется в течении 24 часов аудиторного времени и значительно большего времени самостоятельной работы, увеличивает продуктивный уровень усвоения учебного материала при изучении курса информатики.

Список использованных источников
  1. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.
  2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. –М: Высшая школа, 1991. – 206 с.
  4. Некрасова И.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования в формировании познавательной активности студентов Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Омск. 2004 г. 229 с.
  5. 5. Осипова П.М., Ткачук Н.М. Автоматизация рабочего места инженера по обработке баз данных в табличном процессоре MS Excel с применением VBA: Учеб. пособие. ─ Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. ─ 114 с.
  6. 6.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  функция пользы, продуктивный вариант усвоения учебного материала, комплексная задача.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.