Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Взгляд на информационно-образовательную среду в контексте этапов информатизации образования

Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Предпринята попытка рассмотреть изменение представлений о феномене информационно-образовательной среды в динамике смены этапов информатизации образования. Авторская модель периодизации привязана к ключевым стадиям микропроцессорной революции. Формулируется предположение о наступлении нового этапа информатизации образования, этапа когнитивизации, части происходящего глобального когнитивного поворота

Процесс информатизации образования – часть непрерывного потока жизнедеятельности отдельных людей и социума в целом. Само выделение этого процесса из живой реальности есть умственная процедура концептуализации, часть усилий по организации и оптимизации реальности. Следующим шагом на пути концептуализации будет разделение цельного в своем содержании процесса на отдельные стадии, этапы. Задача данного текста – совместить в самом первом приближении понятие информационно-образовательной среды с моделью периодизации процесса информатизации образования, предложенной в работе [1], а также расширить прежнюю модель некоторыми соображениями, касающимися ещё одного нового, ныне наступающего этапа.

Термин информационно-образовательная среда (ИОС) появился в научно-образовательном дискурсе во второй половине 90-х годов прошлого века. Самые ранние документы, найденные поисковой системой Единого электронного каталога РГБ (ЕК РГБ) по запросу «информационно-образовательная среда»,  относятся к 1997 году. Это диссертации, значит в статьях термин начал «обкатываться» ещё раньше. С 1997 года прошло двадцать лет, «однако до сих пор не существует единого представления о значении этого термина»[1]. Как представляется, у такого положения дел есть ряд причин: сложность самой реальности; размытость, нечеткость термина «среда»; междисциплинарный характер области исследования и разработки ИОС; смена научной парадигмы (вместо «информатизации общества» –  «формирование информационного общества»).

Но ключевая причина – процесс информатизации образования есть непрерывная перестройка, реакция системы образования на технологический стресс со стороны компьютерной отрасли. Темпы развития отрасли диктуются динамикой нарастания мощности процессоров, описываемой законом Мура: удвоение каждые два года без увеличения стоимости. Именно техническая сторона дела позволяет выделить в информатизации образования четыре отчетливо различимых этапа: компьютеризацию, мультимедизацию, интернетизацию и электронизацию[2]. И каждый этап менял контекст понимания информационно-образовательной среды. Рассмотрим эту эволюцию, но прежде немного предыстории.

Впервые словосочетание «образовательная среда» в ЕК РГБ мы встретим в издании 1870 г. С тех пор и до настоящего момента «образовательная среда» – скорее метафора, чем строгий научный термин, в первую очередь из-за трудностей в ее конкретном описании. В основе данного понятия лежит «социологический» взгляд: к среде относится прежде всего человеческое окружение с выделением (чаще неявным, чем явным и формальным) социальных ролей, функций и видов деятельности. Входит ли в состав такой образовательной среды информационная составляющая? Несомненно, ведь образовательный процесс – процесс информационный. Но факт этого как бы выводится за скобки в силу своей банальной очевидности.

Как понятие «информационная среда» проявляется в материалах ЕК РГБ столетием позже. И не в педагогике, а в библиотековедении и, что главное, в компьютерных науках. В частности, разработка баз данных потребовала средств описания информационного обеспечения как проекции информационной среды в среду операционную. Заметим, что частью любого проекта автоматизации системы управления являлось организационное обеспечение, как формализация организационной среды (этот момент важен, поскольку организационная среда является одной из составляющих образовательной среды).

 На первом этапе информатизации образования, этапе компьютеризации в школах появились компьютерные классы с примитивными и ненадежными компьютерами. Вместе с ними пришла и терминология АСУ: задачи автоматизации управления школой решались в парадигме автоматизации производства. Потенциал компьютеров был таков, что никаких изменений ни в образовательной, ни в информационной среде школы никто не почувствовал.

На этапе мультимедизации главным было доведение качества предъявления цифровой информации до уровня аналоговых медиа. Новое качество текста, изображения, видео и звука поставили компьютер в ряд с книгой, иллюстрацией, кинопроекцией и звуком радио или магнитофона, т.е. на равных правах вписали компьютер в существующую информационную среду образования. При этом интерактивность компьютера давала ему такие преимущества, что информационную среду показалось удобным строить именно вокруг него, учитывая наличный фундамент автоматизации. Из комплексной информационной среды учебного заведения была выделена «информационная среда предметного обучения»[3].

На фоне мультимедизации, по мере реконструкции инфраструктуры сетей связи и с ростом мощности сетевых серверов, начался этап интернетизации. Развитие Интернета и, как следствие, дистанционного образования, начало менять представление даже не об образовательной среде, а об образовательном пространстве в целом. В образовательном пространстве, «несущей» частью которого является Интернет, «вывести за скобки» образовательной среды ее составную информационную часть просто невозможно. Эта сторона образовательного процесса стала наблюдаема, активна и формализуема. Видимо, поэтому и возникла необходимость слияния информационной и образовательной сред под сенью термина информационно-образовательная среда.

Итак, информационно-образовательная среда была осознана представителями компьютерных наук как реинкарнация модели информационного и  организационного обеспечения АСУ. Такие модели легко нарисовать в виде блок-схем, за блок-схемами скрывается понятная техническая инфраструктура и структуры данных. Однако специфика педагогического процесса плохо ложится на схемы организационного обеспечения. А именно эта специфика создает особое качество информационно-образовательной среды. Неизбежным стало формирование другого, педагогического подхода к определению термина. На этой стадии ситуация с ИОС в целом находится сейчас.

Между тем, усилиями фирмы Appleчеловеческая цивилизация и вместе с ней российское образование вступили в этап, который условно можно назвать этапом электронизации. На смену персональным компьютерам пришли разнообразные гаджеты, электронные устройства, несравнимые по возможностям и удобству с компьютерами этапа компьютеризации, а самое главное – по-настоящему персональные, т.е. личные. Раньше информационно-образовательная среда более менее четко делилась на две реальности. В физической реальности находились и совершали свою деятельность люди; стояли здания с комнатами, где люди общались и с библиотеками, где они читали книги и т.д. и т.п. А еще стояли  столы с компьютерами, за экранами которых начиналась реальность виртуальная, кибернетическая, в которой также можно было найти книги и пообщаться с другими людьми. Задача проектировщиков ИОС было понять эту сложную суперпозицию реальностей, описать как нечто цельное и научиться вторгаться в нее своими действиями так, чтобы улучшить по некоторым не вполне очевидным критериям.

Электронизация как бы смешала две реальности. Еще не до конца: впереди освоение виртуальных, дополненных и смешанных миров. Но  личный гаджет – это уже проекция личности в кибернетическое пространство. И вопрос смены парадигмы встает в полный рост. Не информатизация общества по законам автоматизации, а формирование информационного общества по законам социального, точнее социотехнического конструирования. Проектируется не совокупность рабочих мест, за которое сел, поработал и ушел. Проектируется среда существования, вплоть до алгоритмов бытия в среде, моделей будущего человека. Вопрос перемещается в подобную плоскость ещё и в связи с наступлением очередного этапа. Ещё вчера этап электронизации казался новым, но он уже наступил. А на смену уже идёт следующий.

Действует в настоящее время закон Мура или, в силу исчерпанности физических возможностей увеличения плотности чипов на кристалле, не действует? – вопрос риторический. По темпам роста вычислительных мощностей незаметно, они растут как и прежде. Сегодня компьютер – личное, удобное в применении устройство, способное работать со всеми известными медиа и соединяющее своего обладателя сетью с массивами информации и другими людьми. Что же дальше?

А дальше можно предположить наступление этапа когнитивизации. Компьютер появился как универсальный усилитель возможностей человеческого разума. Мечта о доведении этого его свойства до предела, до искусственного интеллекта, возникла почти одновременно с рождением компьютера. Само его рождение стало триггером глубочайших изменений в понимании природы человеческого познания –  когнитивной революции в науке. В ближайшее время, с одной стороны, элементы искусственного интеллекта все шире и глубже будут проникать в компьютерные технологии, а с другой стороны потребуется переосмысление своих когнитивных практик пользователями этих технологий. Теоретически этот процесс поддержан стремительным развитием широкого спектра когнитивных наук, включающего науки о биологическом, социальном и инструментальном (технологическом) познании. Речь идет о начале осознанного соединения, конвергенции в педагогической практике трех типов интеллекта. В первую очередь биологических интеллектов учителя, ученика, управленца. Затем – интеллекта социума, результат совместной деятельности интеллектов участников образовательного процесса. И тот, и другой будут опираться на инструментальный интеллект, поддержку компьютерных технологий.

Главная проблема разработки ИОС в том, что  ключевые информационные процессы образования протекают не в ИКТ, а в головах людей. При проектировании ИОС в новых условиях в центре внимания будет находиться не только разработка технической составляющей, но и, в гораздо большем объеме, чем сейчас социальная и когнитивная составляющие. Информационно-образовательная среда, как представляется, станет не просто smart, умной на основе и путем усиления индивидуальных биологических интеллектов за счет поддержки их инструментальным интеллектом компьютера и за счет соединения их в коллективный разум на базе умных ИКТ. Она станет аутопоэтической, другими словами самонастраивающейся, саморазвивающейся.

Список использованных источников
  1. Вихрев В.В. О стадиальности процесса информатизации образования и принципиальной особенности наступающего этапа // Материалы международной научно-практической Интернет-конференции ISTCIT-2013 «Информационные технологии в обществе, образовании и науке» 26-27 ноября 2013 г., г. Магадан
  2. Скурихина Ю.А. Информационно-образовательная среда образовательной организации: инновационная педагогическая система // Международный научный электронный журнал «Синергия наук» – Санкт-Петербург: − 2017.− № 15 (сентябрь).− С. 604-613− URL: http://synergy-journal.ru
  3. Башмаков, М. И., Поздняков М. И., Резник Н. А. Информационная среда обучения / Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние. Ин-т продуктив. обучения. – СПб.: Свет, 1997. - 400 с.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  информационно-образовательная среда (ИОС), процесс информатизации образования, этапы информатизации образования, когнитивная революция, когнитивный поворот

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.