Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Управление образовательным процессом средствами электронного журнала. Опыт перехода на безбумажный вариант ведения журналов успеваемости.

Автор: Кузнецова Елена Владимировна, Грамота Министерства образования и науки РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение" Средняя общеобразовательная школа с. Багаевка Саратовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Н. В. Котлова"
Обобщается опыт перехода на безбумажный вариант учета успеваемости (электронный журнал) в школе. Отмечаются основные функции ЭЖ, помогающие администрации образовательной организации осуществлять своевременный контроль за качеством образования.

Потребности современной школы в эпоху развития информационного общества  диктуют необходимость перехода образовательных учреждений к электронной форме ведения школьной документации и требуют совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Использование информационных технологий в управлении образовательным процессом является эффективным средством, влияющих на результат обучения. Вопрос качества образования волнует всех участников образовательного процесса. Администрация школы ищет способы качественного осуществления мониторинга качества образования и таким инструментом может стать электронный журнал.

Электронный журнал – эффективный способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для педагогов, так и для родителей и учеников.

Цели создания ЭЖ [1]

1. Повышение качества образования за счет:
- повышения уровня прозрачности учебного процесса;
- автоматизации учетных функций;
- повышения объективности оценивания учебных достижений обучающихся;
- удобства ведения учета и анализа учебной деятельности, повышения надежности хранения информации;
- повышения уровня соблюдения прав всех участников учебного процесса (совершенствования контроля за вводом и изменением информации);
- технологического развития учебного процесса.

2. Обеспечение предоставления образовательными учреждениями государственной услуги "Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости"

С помощью сервисов системы «Дневник.ру» пользователь, имеющий к нему доступ, может оперативно получить необходимую ему информацию, связанную с процессом обучения. Пользователи электронного дневника, электронного журнала успеваемости – это родители, школьники, учителя.

Для родителей[3] электронный дневник «Дневник.ру» дает возможность наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением. При помощи электронного дневника родители смогут смотреть оценки своего ребенка, узнавать о его успехах и достижениях, контролировать посещаемость занятий. С помощью системы электронного дневника родители ежедневно, практически, в режиме реального времени смогут узнавать об успеваемости и поведении своих детей в школе, и своевременно принимать соответствующие меры.

Для современных школьников [3] система электронного дневника - это удобная форма просмотра расписания школьных предметов на всю неделю и текущих домашних заданий, а также она позволяет им быть в курсе всех событий школьной жизни. Дневник дает ученику возможность просматривать свою статистику и рейтинги по оценкам за определенные периоды времени. Он создает дополнительную мотивацию учащегося к повышению успеваемости и закреплению достигнутых успехов.

Для учителей [3] электронный дневник - это быстрый и удобный способ общения с родителями учеников, оперативный способ донесения информации ученикам и родителям. Используя электронный журнал, он сможет:

·         выставлять оценки учащимся

·         отмечать опоздания, пропуски ( в т.ч.  и по болезни)

·         выдавать домашние задания

·         вести статистику успеваемости по своему предмету, в разрезе каждого ученика и каждого класса в целом

·         оставлять сообщения для родителей учащихся

·         просматривать расписание занятий на день, неделю, и т.д.

·         быстро и в максимально удобной форме получить всю необходимую информацию за любой период , например, оценки по контрольным, тематическим, лабораторным работам, рефератам и т.д.

·         организовать дистанционное обучение (в случае отмены занятий или по индивидуальному плану).

 

Дистанционное обучение[4] - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

            Организация дистанционного обучения в Системе «Дневник.ру» позволяет учителю, ученику эффективно взаимодействовать с целью повышения качества образования.

Дневник.ру[2] предлагает ряд инструментов для организации дистанционного процесса обучения, что позволит обучающимся, находясь дома, не прерывать учебный процесс, проявить способности к самостоятельному изучению предметов, перенести все классные мероприятия в виртуальное пространство и участвовать в них дистанционно.С помощью функции «Домашние задания»  учитель  может выдавать как групповые, так и индивидуальные  задания по предмету  и контролировать ход  их выполнения. Ученики, дистанционно выполнив задание, сразу могут  отправить результаты учителю.  Удобный пошаговый мастер создания  домашнего задания позволяет произвести  настройку вида оценки, даты исполнения, наличия проверки, а также дать полное описание или  прикрепить  файл с готовым заданием. На странице домашнего задания возможно оставлять комментарии, давать  индивидуальные консультации. 

 

Для администрациишколы ЭЖ – инструмент своевременного и оперативного контроля за качеством образования и формирования четвертной и годовой отчётности.

Используя возможности ЭЖ, администрация может контролировать:

- текущую успеваемость, качество знаний по классу в целом, каждого ученика в отдельности, качество знаний по предмету и каждого учителя;

- контролировать посещаемость учащихся;

- контролировать нормы времени на выполнение домашнего задания (в целях не нарушения норм СанПин);

- выполнение программ по предметам, количество проведенных контрольных, практических работ, общее количество проведенных уроков.

- делать отчеты о движении учащихся в течение четверти, года;

- вести журнал отмены и замены уроков.

Имея своевременно необходимую информацию, администрация имеет возможность оперативно реагировать на проблемы и принимать управленческие решения.

 

В «Учительской» возможно прикреплять документы, необходимые для работы учителю, классному руководителю. Недавно появилась возможность открыть файл в онлайн и организовать доступ для совместной работы.

 

В  2016-2017 учебном году наша школа по единогласному решению педагогического совета перешла на безбумажный вариант ведения успеваемости, т. е. мы отказались от ведения старого доброго бумажного журнала. Это решение было принято не вдруг и не сразу, а в течение 4 лет мы внедряли ЭЖ в работу школы и прошли несколько этапов:

I.                    (2012-2013 учебный год) – первые шаги. Параллельно с обычным журналом начинаем заполнять ЭЖ для 4, 9, 11 классов. Это этап большой информационной работы с учителями, родителями, учащимися. Разработка нормативной базы, оформление соглашений с родителями об обработке персональных данных,  заполнение журнала данными (расписание, сотрудники, учащиеся, родители), проведение методических семинаров с учителями по работе в ЭЖ. В своей работе мы руководствовались Письмом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 года N АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде».

II.                 (2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 уч. г.г.) – этап внедрения и освоения возможностей ЭЖ. Продолжаем вести бумажные журналы, но все больше педагогов «голосуют» за ЭЖ. На этом этапе вся необходимая информация уже введена в базу и корректируется по мере необходимости, продолжается информационная, консультационная работа с педагогами, осваиваются новые функции и возможности, информирование и обучение родителей, проводятся мониторинги активности родителей, учащихся в системе Дневник.ру. Обязательным является строгий контроль администрации за своевременностью заполнения журнала учителями (выставление отметок, запись д/з, запись тем уроков).

III.               (2016-2017 …уч. год)  полный переход на ЭЖ учета успеваемости.

По результатам опроса по переходу на ЭЖ выявлено:

1. 72% оценивают такой процесс на «отлично», 28% - на «хорошо».

2. 93% не хотели бы возвращаться к бумажному варианту журнала, 7 % ответили «скорее нет».

Остановлюсь на кадровом и возрастном составе педагогического коллектива.

Как видно 60% педагогов возраста более 55 лет, но как видно возраст не преграда внедрению в образовательный процесс современных информационных технологий.

Коллеги отмечают положительные стороны ведения ЭЖ такие как:

- удобство заполнения тем уроков, выдачи домашних заданий, выставления итоговых отметок, экономит время учителя, возможность своевременного контроль родителей, возможность исправлять ошибочные записи, возможность работать и в школе и дома (не нужно бегать искать журнал), автоматическое составление отчетов для учителя класного руководителя, администрации.

Наряду с положительными сторонами ведения ЭЖ существует ряд проблем:

1.      Низкое техническое оснащение школ (50% учителей заполняют ЭЖ дома);

2.      Некоторые функции ЭЖ (такие как КТП и дополнительное образование являются платными, а школа за это платить не может). На наш взгляд функция КТП не очень удобна, т. к. не дает возможности учителю вносить изменения в записи.

Но все-таки «плюсов» гораздо больше и 100% учителей нашей школы не готовы возвращаться к бумажному журналу. 

 

1.      Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 года NАП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://docs.cntd.ru/document/902346082

2.      Инструкция по организации дистанционного обучения в Дневник.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://help.dnevnik.ru/hc/ru/articles/203474998-Инструкция-по-организации-дистанционного-обучения-в-Дневник-ру

3.      Татаринова Л. А. Из опыта внедрения сервиса «электронный журнал» МКОУ Касьяновская СОШ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/user/tatarinova-larisa-aleksandrovna/material

4.      Тихонова А. В. Организация дистанционного обучения  в системе «Дневник.ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/09/dnevnik_2013/120-.doc Тихонова А.В.

Список использованных источников
  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 года N АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902346082
  2. Инструкция по организации дистанционного обучения в Дневник.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://help.dnevnik.ru/hc/ru/articles/203474998-Инструкция-по-организации-дистанционного-обучения-в-Дневник-ру
  3. Татаринова Л. А. Из опыта внедрения сервиса «электронный журнал» МКОУ Касьяновская СОШ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/user/tatarinova-larisa-aleksandrovna/material
  4. Тихонова А. В. Организация дистанционного обучения в системе «Дневник.ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uprobr.ucoz.ru/avatar/09/dnevnik_2013/120-.doc Тихонова А.В.
Вид представления доклада  Устное выступление
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Электронный журнал, электронный дневник, управление образовательным процессом

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.