Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИС-ОРИЕНТИРОВАННОГО МОНИТОРИНГО-РЕЙТИНГОВОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Авторы: Горячко Вячеслав Вячеславович 1, Львович Игорь Яковлевич 2, Почетный работник высшего профессионального образования
1 Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, 2 Воронежский институт высоких технологий - автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
Предложена структурная схема и алгоритмическое обеспечение системы управления эффективностью деятельности вуза за счет улучшения позиции в рейтинге, основанная на интеграции административных решений, ГИС-ориентированной пространственно-временной информации и экспертно-оптимизационного выбора варианта решения.

Предложена структурная схема и алгоритмическое обеспечение системы управления эффективностью деятельности вуза за счет улучшения позиции в рейтинге, основанная на интеграции административных решений, ГИС-ориентированной пространственно-временной информации и экспертно-оптимизационного выбора варианта  решения.

Рейтинговое оценивание вузов, мониторинг вузов, геоинформационные системы, интеллектуальный анализ данных, оптимизация.

 

Рейтингование университетов в рамках международного и национального образовательного пространства в основном носит репутационный характер как для самой образовательной организации, так и внешних потребителей этой информации, и используется как оценка конкурентоспособности отечественной высшей школы [1]. В случае формирования платформы национального рейтинга для российских вузов возникает возможность совмещения рейтингового оценивания и мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования, проводимого ежегодно с 2012 года Министерством образования и науки РФ. Созданная информационно-аналитическая система для поддержки сбора, хранения и анализа результатов мониторинга включает возможность использования ГИС-технологий [2] с привязкой информации о вузах к пространственным (географическим) данным об объектах образовательного пространства. Картографическая визуализация геопространственных данных, предусмотренная в ГИС [3], приводит к сокращению времени на поиск и анализ необходимой информации, а следовательно, ускоряет процесс принятия управленческих решений, повышает их качество. Для вузов, участвующих в национальном рейтинге, целесообразной является привязка результатов рейтингового оценивания к их геопозиции. Привязка к географическим данным позволяет так же анализировать показатели мониторинга социально-экономического положения регионов, на территории которых расположены организации высшего образования. При этом мониторинговая информация соответствует не только геопозиции, но и определенному календарному периоду, что делает целесообразным применение пространственно-временной ГИС, оперирующей пространственными данными за все временные промежутки проведения мониторинговых оцениваний.

Формирование перечисленных информационных ресурсов в рамках единой платформы ГИС дает возможность интегрального использования данных при принятии решений и трансформирует репутационную значимость результатов рейтингования в область управления эффективностью деятельности вузов. При этом в качестве информационного обеспечения системы управления служат результаты ГИС-ориентированного мониторинго-рейтингового оценивания объектов высшего образования, а инструментом взаимодействия с лицами, принимающими управленческие решения, либо  экспертами, служит картографическая визуализация, инициализирующая поиск в пространственных базах данных. Одной из важных задач управления на основе ГИС-ориентированного мониторинго-рейтингового оценивания является управление положением вуза в рейтинге.

В рамках традиционного административного управления вузом имеются попытки регулировать распределение ресурсного обеспечения исходя из преимуществ развития образовательных организаций, занимающих более высокие позиции в рейтинговом списке по определенному направлению. Эффект такого решения имеет кратковременный характер и не создает устойчивых условий для последовательного перехода вуза на более высокие позиции в рейтинге и их удержания в долгосрочной перспективе. С целью устранения указанных недостатков предлагается дополнительно к контуру административного управления ввести подсистему поддержки управленческих решений на основе как формализованных процедур моделирования и оптимизации, так и экспертного оценивания. Структурная схема системы управления эффективностью деятельности вуза за счет улучшения позиции в рейтинге, основанная на интеграции административных решений, ГИС-ориентированной пространственно-временной информации и экспертно-оптимизационного выбора варианта  решения.

Приведем содержательное описание блоков, входящих в контур административного управления. Нумерационное множество объектов высшего образования, участвующих в рейтинговании, обозначим. Каждый i-й вуз  предоставляет данные по  направлениям деятельности, каждое из которых характеризуется  показателями. Эти данные образуют массив , , , . На основе собранной информации вычисляются интегральные оценки , позволяющие сформировать ранговую последовательность ri, элементы которой принимают значения  при условии, что вуз, характеризующийся максимальным значением интегральной оценки, имеет рейтинг ri=1, а вуз с минимальным значением F– имеет рейтинг ri=I. Анализ результатов рейтингового оценивания состоит в сравнении возможностей i-го вуза с вузами, имеющими лучший рейтинг riv, где  – фиксированный набор целых чисел, характеризующих продвижение на более высокую позицию в рейтинговом списке. На основе анализа принимается административное решение о некоторой фиксированной позиции ri, переход на которую соответствует потенциальным возможностям i-й образовательной организации и выбирается вариант изменения распределения финансового ресурса Zна следующий календарный период путем выделения дополнительных средств DZна улучшение показателя, по которому имеется отставание по сравнению с вузом, имеющим рейтинг ri.

Расширение объема информации необходимо в связи с тем, что рейтинговые агентства предоставляют значения riи некоторые интегральные оценки, и достигается за счет использования показателей, определяемых при мониторинге эффективности деятельности организаций высшего образования , , ,  и мониторинге социально-экономического положения регионов , , , , где  - нумерационное множество регионов, на территории которых расположены вузы, участвующие в рейтинговании. Переход к пространственно-временным базам данных, функционирующих на единой платформе ГИС, приводит к следующей зависимости показателей:

                                     (1)

где k– номера временных периодов tk, k=1,2,…мониторинговых и рейтинговых оцениваний.

Наличие временных рядов (1), привязанных к пространственной характеристике d, позволяет построить ряд математических моделей. В первую очередь это прогностические модели, аналогичные исследованию технических систем [4]:

                                                  (2)

Модели (2) дают возможность вычислить прогностические оценки на будущее по отношению к tkвременные периоды k+1, k+2, …, k+K:

                               (3)

Другой класс моделей связан с рассмотрением временных рядов как статистических выборок показателей [5]. Главным образом нам необходимы для поддержки принятия управленческих решений зависимости показателей мониторинга эффективности деятельности вузов, в наибольшей степени связанные с показателями рейтингования, от финансового ресурса вузов

                                                   (4)

где fm– показатели, используемые для принятия управленческих решений;

      – нумерационное множество показателей.

Прогностические оценки (3) и модель (4) наряду с картографической визуализацией геопозиции вузов, участвующих в рейтинге, создают основу для аналитической деятельности экспертов и экспертного оценивания вариантов решений [6], что позволяет сформировать экспертно-оптимизационную среду поддержки управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности образовательной организации.

Список использованных источников
  1. Зернов В.А. Конкурентоспособность отечественного высшего образования / В.А. Зернов // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №4. – С. 36-40.
  2. Карелина И.Г. Мониторинг деятельности образовательных организаций – инициатива системных изменений в высшем образовании / И.Г. Карелина, А.Б. Соболев, С.О. Сорокин // Высшее образование сегодня. – 2015. – №7. – Ч.2. – С. 55-61.
  3. Журкин И.Г., Шайтура С.В. Геоинформационные системы. – М.: Куриц-пресс, 2009. – 272 с.
  4. Гаскаров Д.В. Прогнозирование технологического состояния и надежности радиоэлектронной аппаратуры / Д.В. Гаскаров, Т.А. Голинкевич, А.В. Мозголевский. – М.: Советское радио, 1974. – 224 с.
  5. Бокс Дж. Анализ временных рядов. Прогноз и управление / Дж. Бокс, Г. Жденкинс. – Вып. 1. – М.: Мир, 1974.
  6. Львович Я.Е. Принятие решений в экспертно-виртуальной среде / Я.Е. Львович, И.Я. Львович. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2010. – 140 с.
  7. Миркин Б.Г. Проблемы группового выбора / Б.Г. Миркин. – М.: Наука, 1974.
  8. Горячко В.В. Алгоритмизация выбора показателей эффективности деятельности вуза для управления его положением в рейтинговой системе / В.В. Горячко, В.Н. Кострова, И.Я. Львович // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2016. – Т.12. - №6. – С. 68-72.
  9. Львович И.Я. Информационные технологии моделирования и оптимизации: краткая теория и приложения / И.Я. Львович, Я.Е. Львович, В.Н. Фролов. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. – 444 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Рейтинговое оценивание вузов, мониторинг вузов, геоинформационные системы, интеллектуальный анализ данных, оптимизация.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.