Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Информационные технологии управления условиями качественного обучения в вузе с использованием студентооринтированного мониторинга

Авторы: Львович Яков Евсеевич 1, Доктор технических наук, Профессор, заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования,, Швиндт Антоний Николаевич 2
1 Воронежский институт высоких технологий - автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования, 2 Министерство образования и науки Российской Федерации
Рассматривается применение информационных технологий моделирования и оптимизации для управления формированием условий качественного обучения в вузе. Основой информационного обеспечения подсистемы интеллектуальной поддержки административных управленческих решений служит мониторинговая информация, включая результаты студентоориентированного мониторинга.

Рассматривается применение информационных технологий моделирования и оптимизации для управления формированием условий качественного обучения в вузе. Основой информационного обеспечения подсистемы интеллектуальной поддержки административных управленческих решений служит мониторинговая информация, включая результаты студентоориентированного мониторинга.

Качество образования, управление, интеллектуализация, мониторинговая информация, студентоориентированный мониторинг.

 

Обеспечение доступности качественного образования является одной из основных целей деятельности вузов [1].

С позиций управления качеством образования целесообразно выделить четыре основных аспекта, характеризующих степень соответствия заданным требованиям [2]:

результативно-нормативный – соответствие характеристик выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

процессуально-нормативный – соответствие характеристик образовательного процесса нормативным требованиям;

результативно-потребительский -  соответствие характеристик выпускников запросам потребителей результатов образования;

процессуально-потребительский – соответствие образовательного процесса потребностям, возможностям и интересам непосредственных субъектов этого процесса.

Традиционная система управления качеством образования учитывает первые два аспекта. Поэтому требования к качеству образования в ней определяется образовательными стандартами, нормативами процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательной организации. В последнее время они стали дополняться требованиями профессиональных стандартов, нормативами процедуры профессиональной общественной аккредитации [3], международными требованиями, изложенными в частности в стандартах и рекомендациях для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG) [4], что позволяет только частично учитывать третий и четвертый аспекты.

Принятие решения при сложившейся системе административного управления основано на экспертном оценивании и выборе эффективного варианта дополнительных мер по созданию условий качественного образования. Механизмы по интеллектуальной поддержке таких решений на практике не используются, во-первых, из-за отсутствия полноценного информационного обеспечения, необходимого для интеллектуализации управления, а во-вторых, отсутствия проблемно-ориентированных средств компьютерной обработки информации, моделирования и оптимизации.

Предпосылки формирования информационного обеспечения для  интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений на современном этапе возникают в связи с проведением государственными органами управления в сфере образования ряда мониторингов, прежде всего это мониторинг эффективности деятельности вузов и мониторинг трудоустройства выпускников.

В случае управления качеством высшего образования применение результатов указанных выше мониторингов позволяет усилить реализацию первых двух аспектов качества и сформулировать количественные оценки для учета третьего аспекта. В наименьшей степени количественными характеристиками обеспечен четвертый аспект, определяющий качество образования. Основания для его активизации создает проведение студентоориентированного мониторинга, в рамках которого путем анкетирования обучающихся выявляют удовлетворенность результатами и условиями реализации образовательного процесса в вузе на основе студенческого стандарта качества образования [5].

Наличие информационных ресурсов, ориентация на формирование экспертно-виртуальной среды [6] позволяют разработать двухконтурную систему управления формированием условий качественного высшего образования (рисунок):

первый контур – традиционная система административного образования;

второй контур – подсистема интеллектуальной поддержки административного управления. Целесообразно построить второй контур путем объединения следующих компонентов математического обеспечения:

структуризация информационных массивов формируемых по результатам мониторингов;

обработка и анализ результатов мониторингов;

принятие решений по оптимизации управления условиями и ресурсами достижения требований качественного образования. Данные компоненты сопрягаются таким образом с контуром административного управления за счет формирования нескольких вариантов управленческих решений, экспертное оценивание которых администрацией вуза позволяет выбрать окончательный вариант.

Результаты анализа нацелены на формирование информации, необходимой для интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений:

ранговых последовательностей вузов по величинам интегральных оценок ;

кластеризации вузов на  классов по величинам интегральных оценок ;

моделей взаимосвязи интегральных оценок качества образования  с интегральными оценками факторов, характеризующих условия качественного образования   и  ресурсное обеспечение

Сформированная информация используется при реализации многоэтапной процедуры интеллектуальной поддержки администрации вуза:

формирование множества перспективных вариантов управленческих решений для кластера,  к которому относится  вуз, по интегральным оценкам;

выбор граничных требований для построения оптимизационной модели принятия решений на основе ранговых последовательностей по переходу вуза на более высокую позицию;

оптимальная трансформация кластерных решений по интегральным оценкам варианта условий качественного образования в вузе;

определение оптимального уровня ресурсного обеспечения  вуза и его распределение для формирования условия качественного образования.

Структурирование всех компонентов математического обеспечения интеллектуальной поддержки административных управленческих решений, приведенных на рисунке, позволяет перейти к разработке комплекса моделей, алгоритмов и программных средств для управления формированием качественного образования в вузах на основе мониторингового оценивания с участием студентов.

 

 

Требования к качеству обра-зования и условиям его обеспечения: лицензион-ные; аккредитационные; образовательного и профес-сиионального стандартов; общественно-профессио-нальные;международные

 

Условия обеспече-ния качествен-ного образова-ния

 

Образова-тельный процесс в вузе

 

Контроль качества образования: внутривузовский аудит; государственный контрольно-надзорные процедуры; НОКО

 

Оценка измене-ния условий ка-чественного об-разования в соот-ветствии с выде-ленным ресурс-нымобеспече-нием

 

Распределе-ние ресурсного обеспечения вуза

 

Принятие администра-тивных управленчес-ких решений

 

Анализ выявленных отклонений от требований и возможностей ресурсного обеспечения

 

Администра-ция вуза

 

Оптимальный вы-бор эффектив-ного варианта кластерногорешения

 

ОптимальнаяО

трансформация кластерного ре-шения в управ-ленческое реше-ние для вуза

 

Оптимизация ресурсного обеспечения

 

Источники финансирова-ния ресурс-ного обеспече-ния: бюджет-ные; внебюд-жетные; фон-дов научных исследований; национальнойинновацион-ной системы

 

Моделиро-вание взаи-мосвязи по-казателей и условий ка-чественного образования

 

Ранжи-рование и класте-ризация

 

Интег-ральное оцени-вание

 

Структу-ризация монито-ринго-вой инфор-мации

 

Мониторинг: эффективности деятельности, трудоустройст-ва выпуск-ников, студен-тоориен-тированный

 

Первый контур – система административного управления

 

Второй контур – подсистема интеллектуальной поддержки административного управления

 

 

 Структурная схема двухконтурной системы управления формированием условий качественного высшего образования

 

Список использованных источников
  1. Болотов В.А. О построении общероссийской системы качества образования//Вопросы образования. – 2005. №1. С.5-41.
  2. Бордовский Г.П. Управление качеством образовательного процесса/Г.П.Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю.Трапицына//СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001. – 359 с.
  3. Авраамов Ю.С. Независимая общественно-профессиональная аккредитация: повышение качества и конкурентоспособности российского образования/Ю.С.Авраамов, Н.П.Калашников, А.Д.Рудченко, Т.В.Сорокина-Исполатова, Н.Г.Хохлов// Вопросы образования. – 2007. - №2. – С.56-67.
  4. Standars and Guidelines for Guality Assurance in the Europen Higher Edication Area (ESG) Brussels, Belgium.
  5. Включение обучающихся в оценку и повышение качества образования: методические материалы и лучшие практики. – М.: Изд-во ИКАР, 2016. – 240 с.
  6. Львович Я.Е. Принятие решений в экспертно-виртуальной среде/ Я.Е.Львович, И.Я.Львович. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2010. – 140 с.
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Качество образования, управление, интеллектуализация, мониторинговая информация, студентоориентированный мониторинг.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.