Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ИЗ ОПЫТА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА СГУ, РЕАЛИЗОВАННОГО НА БАЗЕ LMS MOODLE

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

ИЗ ОПЫТА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА СГУ, РЕАЛИЗОВАННОГО НА БАЗЕ LMSMOODLE

Булавина Екатерина Викторовна

Саратовский национальный исследовательский государственный
университет имени Н.Г. Чернышевского

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) вуза должна обеспечивать доступ обучающихся к электронным  образовательным ресурсам,  указанным  в  рабочих  программах,  фиксацию  хода образовательного  процесса,  фиксацию результатов  промежуточной  аттестации  и  результатов  освоения  основной  образовательной  программы, возможность проведение всех  видов  занятий. В ЭИОС федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (СГУ) входит образовательный портал http://course.sgu.ru, который реализован на базе системы LMSMoodle[1]. Использование портала http://course.sgu.ruрегламентируется  локальным актом СГУ –  «Положение об электронных образовательных ресурсах в системе создания и управления курсами MOODLE».

Функциональные возможности LMS Moodle [2] позволяют интегрировать очное и электронное обучение, внедряя в учебный процесс такие интерактивные элементы как:

-      интерактивные лекции, позволяющие реализовать различные сценарии предъявления учебного материала и контроля его усвоения;

-      автоматизированные тесты, которые можно использовать не только для контроля результатов учебной деятельности студентов, но для обучения;

-      wiki-технологии, позволяющие организовать групповую работу студентов;

-      интерактивные семинары и форумы, позволяющие привлечь студентов к самооцениванию и взаимооцениванию;

-      и многое другое.

LMS Moodle предоставляет широкие возможности для  взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, включая обмен файлами любых форматов, а сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников образовательного процесса или отдельные группы о текущих событиях. Существует возможность хранения портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам. Именно благодаря широкому спектру функциональных возможностей LMSMoodleбыл выбран в качестве платформы для реализации образовательно портала http://course.sgu.ru.

В настоящее время данный портал используется 14 структурными подразделениями СГУ, самыми активными из них по количеству разработанных курсов являются: институт филологии  и журналистики (105 учебных курсов), факультет компьютерных наук и информационных технологий (94), факультет иностранных языков и лингводидактики (56), факультет психологии (51), институт дополнительного профессионального образования (41).

Стоит отметить, что за последние три года функционирования портала http://course.sgu.ruколичество пользователей возросло более чем в 2 раза. Так на сентябрь 2015 года общее количество зарегистрированных пользователей составляло 7453 человек, на сентябрь 2016 года – 10102 человек, на сентябрь 2017 года – 17095 человек. В том числе в 2015 году создано и разработано 74 курса, в 2016 году – 282 курса.

Увеличение количества пользователей  и учебных курсов связано с тем, что в 2016 году в СГУ реализовывалась корпоративная программа повышения квалификации сотрудников вуза «Использование ЭИОС и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе СГУ». Один из самых больших модулей данной программы был посвящен изучению функциональных возможностей порталов системы дистанционного обучения, реализованных на базе системы LMSMoodle. Обучение по данной программе прошло более 250 преподавателей СГУ и Балашовского института СГУ [3].

Администраторами портала http://course.sgu.ruявляются сотрудники факультета компьютерных наук и информационных технологий: руководитель образовательного центра непрерывной подготовки IT-специалистов Лапшева Е.Е. и старший преподаватель кафедры информатики и программирования Булавина Е.В.

На первый взгляд в обязанности администраторов входит только создание электронных курсов, регистрация новых пользователей с присвоением им логинов и паролей. В том числе запись зарегистрированных пользователей на курсы с прикреплением роли «студент» или «учитель с правом редактирования».

Однако во время работы у пользователей портала возникают различные проблемы, решать которые приходится администраторам. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы у пользователей портала.

Одной из самых распространенных проблем является восстановление логина и пароля. Нередко «преподаватели» и «студенты», не заходившие на портал длительное время по различным причинам, обращаются за возобновлением работы на портале, в связи утерей регистрационных данных.

Особенностью системы является то, что если преподаватель не был активен 90 дней на электронном ресурсе, то автоматически снимается роль «учителя», поэтому необходимо заново устанавливать права.

 Пользователи, наделенные ролью «студент» также сталкиваются с проблемами и  обращаются за помощью к администраторам.

В случае, со студентами, пользователи, записанные на электронный ресурс, сохраняются системе как участники курса, если даже долгое время не были активными на портале.

Самая известная проблема среди студентов, неверно указаны персональные данные при регистрации на портале. Так  при заполнении  личных данных студенты не правильно указывают свою электронную почту, в результате письмо с подтверждением о регистрации не приходит, и администраторам приходится вручную подтверждать учетную запись.

Студенты, обучающиеся на портале, особенно во время выполнения заданий начинают активно задавать вопросы «Не могу попасть на курс? Что делать?» «Как найти тест по дисциплине …..». Поскольку преподаватели в настройках курса могут устанавливать различные способы записи на курс: запись по паролю или зачисление вручную, а студенты зачастую указывают вымышленные логины или не свою фамилию, то администраторам приходиться вручную отыскивать в системе студентов, чтобы прикрепить их к курсу.

Наиболее часто такие запросы от пользователей с ролью «студент» поступают в период сессий, когда преподаватели устанавливают крайние сроки выполнения тестов или итоговых работ по изученному материалу курса.

Приведем немного статистики.

Количество запросов пользователей:

-      во  время учебного процесса  от 5 до 10 в месяц;

-      во время сдачи экзаменационной сессии от 50 до 60 в месяц.

Количество активных пользователей на портале во время учебного процесса:

-      78% пользователей с ролью «учитель с правом редактирования»

-      42% пользователей с ролью «студент»

Количество активных пользователей на портале во время экзаменационной сессии:

-      95% пользователей с ролью «учитель с правом редактирования»

-      83% пользователей с ролью «студент».


 

Список использованных источников
  1. Анофрикова, Н.С. Обеспечение функционирования электронной информационно-образовательной среды СГУ/ Н.С. Анофрикова, Е.В. Кудрина// Информационные технологии в образовании: Материалы VII Междунар. науч. конф. Саратов: Издат. центр «Наука», 2016. – С. 368-372.
  2. Курс: Russian Moodle [Электронный ресурс]/ https://moodle.org/course/view.php?id=25.
  3. Анофрикова, Н.С. Корпоративное повышение квалификации преподавателей университета по программе «Использование электронной информационно-образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе СГУ» / Н.С. Анофрикова, И.В. Крутихин, Е.В. Кудрина, А.Н Поздняков// Преподавание информационных технологий в Российской федерации: Материалы Пятнадцатой открытой всероссийской конференции. – Архангельск: Издательство Северного (Арктического федерального университет им. М.В. Ломоносова, 2017. – С. 134-136.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.