Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

СИСТЕМА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ РЕСУРСОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

Авторы: Лопатин Дмитрий Валерьевич, Кандидат физико-математических наук, Доцент, Остапчук Кристина Игоревна, Лопатина Маргарита Владимировна, Житенёва Ирина Андреевна
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
В работе приведено описание информационной системы формирования и доставки персонализированного образовательного контента на основании предварительного анализа компьютерной грамотности пользователей. Использование системы позволяет обеспечить разработку и прохождение индивидуальных образовательных маршрутов, достижение обучающимися достаточного уровня знаний и практических навыков в области безоп

Изменение сценариев использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к постоянной трансформации взглядов на деструктивные информационные воздействия, не только как средств прямого достижения цели (мошенничество в сети, вирусные и хакерские атаки), но и как средств манипуляции сознанием и действиями пользователя. По результатам исследований [1-6] видно, что у респондентов всех возрастных групп низкий уровень информационной культуры в области безопасности, они не способны противодействовать современным инфокоммуникационным угрозам. Необходимо уделить внимание развитию навыков практической безопасности. В силу объективных различий в интеллектуальном развитии, условий доступа, уровня использования ИКТ, целесообразно для различных возрастных групп провести предметный контент-анализ информационной среды, технологий безопасности и системы безопасного поиска и доставки контента пользователям. Это позволит сформировать базу данных обучающих материалы для каждой возрастной подгруппы. Цель работы разработать информационную систему, способную формировать и осуществлять доставку персонализированного образовательного контента на основании предварительного анализа компьютерной грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.

Структура и функции системы. Рассмотрим общую структуру системы формирования и доставки персонализированного образовательного контента в рамках её функций. В начале работы с системой пользователь, попадает в блок анализа. Основная функция анализа заключается в получении первичных данных об уровне компьютерной грамотности пользователя. Разработанный метод обработки анкет позволяет получать в реальном времени индивидуальные результаты, статистические выборки по группам респондентов для анализа полученной информации и формировать вывод результатов анкетирования. Также на данном этапе проводиться мониторинг запросов в сети пользователя и его реакции на инциденты в области информационной безопасности. 

Рассмотрим реализацию функций формирования и доставки индивидуального образовательного контента. Функция формирования персонализированного образовательного материала базируется на результатах анализа компьютерной грамотности пользователя и подготовленного авторским коллективом банка обучающих ресурсов. Для всех структурных единиц (теоретический блок, интерактивный помощник, тренажеры и имитаторы, лабораторный практикум) преобразовываем обучающий контент в соответствии с уровнем знаний и умений пользователя и удобным для предоставления формате (pdf, html, PE и т.д.).

Для формирования пособия выполняется функции: подготовки НТМL шаблона пособия; для каждой структурной единицы по уникальному тегу инкапсулируем HTML-код, содержащий сформированный персонализированный образовательный материал; формирование блоков образовательного ресурса; финализация образовательного ресурса (проверка структурных единиц на пустые теги, удаление временных файлов и папок и т.д.). «Максимальная» персонализированная версия образовательного ресурса может содержать разделы:

•   Введение

•   Часть 1. Угрозы информационно-коммуникационного характера

•   Часть 2. Методы борьбы с информационно- коммуникационными угрозами

•   Часть 3.      Лабораторный практикум и тренажеры

•   Анализ компьютерной грамотности

•   Контрольные вопросы и задания

•   Список используемых источников

В основных частях пособия каждый раздел может содержать несколько web-страниц с размещённым на них образовательным материалом, тренажерами, лабораторным практикум.

Программное обеспечение системы можно условно разделить на две части: административная панель (настройка, управление пользователями и их данными, CMSобразовательного контента, генерация персонализированного электронного пособия в ручном режиме и ряд других функций) и клиентская часть.

Конечный пользователь может использовать несколько отработанных систем доставки обучающего контента. Создание в автоматическом режиме персонализированного  образовательного web-ресурса для обучаемого в личном кабинете системы (необходима регистрация, доступ к сети и т.д.). Пользователю предоставляется индивидуальный образовательный ресурс (учебно-методическое пособие) в электроном виде, которое можно свободно копировать. Электронное учебное пособие содержит информацию об общедоступных ПДн (никнейм, ФИО и ряд других) обучаемого, а также образовательные материалы содержат цифровой водяной знак для защиты авторских прав.

Клиентская часть образовательного ресурса имеет встроенные функции возврата к блоку анализа. В зависимости от результатов повторного анкетирования и мониторинга поведения пользователя корректируется персонализированный обучающий контент (теоретические материалы, тренажеры, лабораторный практикум и т.д.).

Тестирование системы. Группе студентов и школьников, различных возрастов, было предложено провести тестирование предложенных в работе методов формирования и доставки образовательного контента. Значительная часть студентов отметила удобство подсистем анкетирования и доставки индивидуального образовательного контента. Около 15% студентов отметили, что индивидуальные учебные материалы либо существенно избыточны, либо недостаточны для их обучения. Повторное более детальное прохождение анкет позволяет точнее сформировать индивидуальный учебный контент для пользователя.

Для сравнительного анализа генерируемых образовательных материалов рассмотрим двух пользователей системы: пользователь 1 – учащийся средней школы, имеющий незначительные знания в области безопасных инфокоммуникационных технологий; пользователь 2 – студент четвертого курса, имеющий значительные знания в области безопасности компьютерных систем. Анализ сформированных учебных материалов показывает, что для пользователей, имеющих значительные различия в знаниях в области безопасных инфокоммуникационных технологий, сформированный контент в теоретических частях пособий отличается больше чем на 80 %, для лабораторного практикума и тренажеров различие составляет 60 %.Таким образом, для пользователей формируется различный образовательный контент.

Сформированные индивидуальные образовательные материалы позволяют реализовать принцип «персональной ориентации педагогического процесса». Данный принцип обеспечивает психологическую комфортность каждой личности, создание условий для полной реализации индивидуальных особенностей и интересов обучающегося, ориентацию на успех в освоения материала.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 15 17 08378).

Список использованных источников
  1. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России [сайт]. URL:http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf (дата обращения: 09.10.2017)
  2. EU Kids Online: Russian report [сайт]. URL http://www.lse.ac.uk/media@lse/research/EUKidsOnline/ParticipatingCountries/PDFs/RU-RussianReport.pdf (дата обращения: 09.10.2017)
  3. EU Kids Online: findings, methods, recommendations (deliverable D1.6) [сайт]. URL http://eprints.lse.ac.uk/60512/ (дата обращения: 09.10.2017)
  4. Лопатин Д.В., Королева Н.Л., Анурьева М.С., Лопатина М.В., Калинина Ю.В., Житенёва И.А., Кириллова В.О. Динамика угроз информационно-коммуникационного характера в молодежной группе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2016. Т. 21. № 1. С. 154-160.
  5. Лопатин Д.В., Анурьева М.С., Остапчук К.И., Ерёмина Е.А., Пузанова Я.М., Житенева И.А. Проблема информационно-коммуникационных угроз в регионе // В сборнике: Региональная информатика и информационная безопасность Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016. С. 112-116.
  6. Погосов А.В., Филатова М.Л., Погосова И.А. Cовременное состояние вопроса интернет-зависимости: клиника, диагностика, личностные особенности // Наркология. 2017. Т. 16. № 6. С. 79-93.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  информационная система, безопасность, контент, пользователь.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.