Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Подходы к проведению оценки и анализа качества сетевых электронных курсов в образовательном процессе

Авторы: Коблова Мария Владимировна 1, Безруких Наталия Анатольевна 2, Кандидат педагогических наук
1 Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2 Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина
В докладе рассматриваются вопросы, касающиеся проведения оценки и анализа качества сетевых электронных курсов. Полученные результаты позволяют на практике применять систему оценивания сетевых электронных ресурсов для повышения их качества и эффективного применения в учебном процессе.
В докладе рассматриваются вопросы, касающиеся проведения оценки и анализа качества сетевых электронных курсов. Полученные результаты позволяют на практике применять систему оценивания сетевых электронных ресурсов для повышения их качества и эффективного применения в учебном процессе.

В настоящий момент одним из основных направлений повышения качества учебного процесса является электронное обучение, поддерживающее в том числе и активную самостоятельную работу обучающихся. Качество электронного обучения непосредственно зависит от качества предлагаемых электронных учебно-методических материалов, их актуальности, корректности представленной информации, возможности организации контроля и самоконтроля, общения, соблюдения принципов педагогического дизайна и др.

Использование в Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина LMS MOODLEв качестве технической базы для создания информационно-образовательного портала как составной части электронной информационно-образовательной среды вуза, а также средства управления и поддержки учебного процесса, привело к созданию единой системы управления качеством электронных учебно-методических курсов (ЭУМК) на различных стадиях: проектирования, реализации, администрирования.

Проблема повышения качества ЭУМК обусловлена несколькими причинами:

- усиление требований к характеристикам ЭУМК: эффективности, эргономичности, устойчивости, информационной безопасности, и др.

- каждый компонент ЭУМК должен строго соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), нормативным требованиям к организации образовательного процесса.

- необходимость на основе имеющихся ресурсов и технологий получить более полно удовлетворяющую образовательным потребностям продукцию.

Согласно общим подходам к оценке качества процессов должны оцениваться (применительно к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий):

·        состояние электронной информационно-образовательной среды - качество среды может оцениваться по следующим параметрам: работоспособность, соответствие задачам обучения, открытость, адаптируемость, доступность;

·        состав, структура и качество учебных материалов -  качество учебных материалов можно оценивать по следующим параметрам: соответствие ФГОС, соответствие возможностям обучающихся, учет возможностей информационных технологий, использование разных способов представления информации и др.;

·        уровень подготовки субъектов образовательного процесса (преподавателей и обучающихся) - позволяет создавать материалы и размещать их в сети, уровень педагогической подготовки предоставляет возможность выбрать адекватные педагогические технологии;

·        используемые методы и педагогические технологии - параметр определяет основные ориентиры в обучении на использование личностно-ориентированных образовательных технологий, интегрированных с информационными.  

·        организационные аспекты - параметр определяет способы мониторинга и включает контролирующие и рефлексивные материалы.

Остановимся более подробно на этапе подготовки учебных материалов для реализации сетевых электронных учебных курсов.

Среди всего многообразия типов ЭУМК выделим на данный момент сетевые ЭУМК. Основой сетевых ЭУМК является модульная структура, такие ЭУМК требуют для своей работы специальные информационные системы, отвечающие требованиям стандартов в области электронного обучения. Сетевые ЭУМК позволяют, используя возможности сети Интернет, организовать аудиторную и самостоятельную учебную, научно-исследовательскую работу студентов. Разрабатывая систему показателей качества сетевого ЭУМК, следует учитывать, что такие ресурсы не имеют «жесткого» итогового варианта структуры и содержания, постоянно изменяются в процессе реализации, адаптируясь к изменяющимся требованиям учебного процесса и результатам обучения.  В этой связи стоит использовать относительно новое понятие в современной системе образования - педагогический дизайн (Instructional design, ID). В его основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса с «открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды.

Принципы педагогического дизайна:

-       Привлечение внимания учеников.

-       Объяснение целей и задач обучения.

-       Представление нового материала.

-       Сопровождение обучения.

-       Практика.

-       Обратная связь.

-       Оценка.

-       Перевод в практическую плоскость.

Выделим следующие этапы создания и функционирования сетевых ЭУМК:

1. Этап проектирования - реализация требований ФГОС; разработка подробной модульной структуры ЭУМК и алгоритма изучения материала; разработка качественного учебно-методического материала в соответствии с техническим заданием на разработку; выбор форм контроля результатов обучения, разработка контрольно-измерительных материалов; подбор и структурирование вспомогательного материала.

2. Этап создания -  тестирование и отладка ЭУМК, проверка его работоспособности и надежности.

3. Этап эксплуатации – проведение образовательного процесса на основе ЭУМК, обеспечение непрерывного информационно-методического сопровождения;

4. Этап актуализации - актуализация содержания ЭУМК на основе анализа востребованности материалов.

На основе стадий создания и функционирования сетевых ЭУМК можно выделить следующую систему показателей качества:

1.     Этап проектирования ЭУМК:

-  наличие и обоснованность – максимальный показатель: наличие рабочей программы курса, определены требования к входному уровню знаний и результатам обучения, заявленных в виде формируемых компетенций в качестве отдельного элемента ЭУМК, а также детализированы в методическом обеспечении для отдельных видов учебной и самостоятельной работы;

-  модульная структура ЭУМК - максимальный показатель: ЭУМК имеет четкую структуру, соответствующую логике изучения материала и соответствует рабочей программе курса. В структуре отражены все виды тематик и выполняемых учебных работ;

-  научность и новизна представленного учебно-методического материала – максимальный показатель: высокое качество представленных учебно-методических материалов, ЭУМК разработан на основе собственных научных, учебных, методических разработок автора, ссылки на которые представлены в ЭУМК;

-  наглядность и доступность материала - максимальный показатель: материалы ЭУМК изложены доступным для целевой аудитории языком, насыщенны иллюстративным материалом (таблицы, рисунки и т.п.), хорошо структурированы, выделены основные идеи и выводы;

-  проблемный характер изложения материала - максимальный показатель: при изложении материалов ЭУМК использованы практические примеры, пояснения при объяснении сложных моментов, выделены наиболее трудные в усвоении вопросы, приведены дополнительные объяснения, имеются междисциплинарные связи;

-  учет индивидуальных особенностей обучающихся - максимальный показатель: в ЭУМК представлены различные формы и варианты промежуточных и итоговых заданий в зависимости от их уровня сложности, имеются пояснения к оценке итоговых результатов;

-  повышение уровня мотивации к обучению - максимальный показатель: ЭУМК активизирует интерес к получению новых знаний, вызывает потребность работать с различными видами и формами учебного материала, предусмотрена система поощрений студентов за успешную работу;

-  достаточность вспомогательного материала - максимальный показатель: в ЭУМК представлены: список литературы, глоссарий, ссылки на Интернет-источники;

-  разнообразие форм самоконтроля и контроля - максимальный показатель: в ЭУМК используются различные виды и формы промежуточного и итогового контроля, в том числе интерактивные формы контроля (эссе, тесты, семинары и т.п.), формы контроля отражают специфику заданий;

-  диагностика результатов обучения - максимальный показатель: в ЭУМК осуществляется диагностика входного уровня знаний, результатов выполнения различных видов заданий, итоговый контроль знаний.

2.     Этап создания ЭУМК:

- качество оформления материала - максимальный показатель: высокое качество оформления текстового материала, используются цветовые, шрифтовые и т.п. приемы выделения текста в соответствии с логикой изложения, наблюдается единство оформления текста, высокое качество оформления графического, аудио, видео материалов, количество которых достаточно для усвоения студентом.

3.     Этап эксплуатации ЭУМК:

-  поддержка обратной связи со студентами, сопровождение - максимальный показатель: студенты вовремя оповещаются о предстоящих мероприятиях (например, с использованием форума, отправки личных сообщений или специального блока "Предстоящие события"), преподаватель отвечает на задаваемые вопросы; регулярно ведет форум;

-  ведение журнала учебных достижений студентов - максимальный показатель: работы студентов (не только тесты, но и другие виды контроля) своевременно проверяются; настроен график контрольных сточек, ведется журнал оценок, который доступен студентам.

Приведенные выше показатели оценки качества ЭУМК были использованы в образовательном процессе 2016/17 учебного года. Было оценено 72 электронных учебно-методических комплексов дисциплин. В качестве экспертов выступили преподаватели и студенты Института.

Все оцениваемые курсы были выполнены в соответствии с единым шаблоном:

1.  Форум обратной связи

2. Параметры дисциплины

3.  Место дисциплины в структуре образовательной программы

4.  Цель и задачи дисциплины

5. Структура дисциплины

6. Содержание дисциплины

7.  Организация самостоятельной работы по дисциплине

8. Тематика курсовых работ по дисциплине

9. Типовые контрольные задания

10  Перечень основной и дополнительной учебной литературы и электронных ресурсов

11.  Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методика позволила выявить наиболее проблемные стороны создания и эксплуатации сетевых ЭУМК: недостаточность показателя средств повышения мотивации обучения, а также недостаточность показателя качества сопровождения.

Представленная в статье система показателей и критериев, а также методика оценки качества сетевых ЭУМК позволяет:

-провести покомпонентную оценку и анализ качества курсов;

-обобщить результаты и выделить основные проблемные направления в разработке ЭУМК в процессе всего жизненного цикла;

-использовать результаты оценки для принятия соответствующих управляющих решений по повышению качества ЭУМК.

Список использованных источников
  1. 1. Подлесный С.А. Электронное обучение и обеспечение его качества // Инженерное образование, 2013. - №12. – С. 104-111.
  2. 2. Управление качеством продукции: учеб. пособие / под ред. Н. И. Новицкого.- 2- е изд., испр. и доп. - М. : Новое знание, 2002. - 363 с.
  3. 3. Rosewell, J. (2014) OpenupEd label, quality benchmarks for MOOCs. URL: http://www.openuped.eu/images/docs/OpenupEd_quality_label_-_Version1_0.pdf
  4. 4. Шалкина Т.Н. Модель комплексной оценки качества электронных образовательных изданий и ресурсов / Т.Н. Шалкина // Педагогическая информатика, 2013. - С. 85-91.
  5. 5. Шалкина Т.Н. Применение метода анализа иерархий для оценки качества электронного издания учебного назначения / Е.Н. Горутько, Т.Н. Шалкина // Информатика и образование, 2013. - №1. – С. 13-19.
  6. 6. Cоловьев М.А. Стратегии развития электронного обучения в техническом вузе / М.А. Соловьев, С.И. Качин, С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева // Высшее образование в России, 2014. - № 6 – С. 67-76.
  7. 7. Остроух А.В. Опыт разработки электронных образовательных ресурсов нового поколения для дистанционной технологии обучения // В мире научных открытий. 2011. № 9 (21). С. 149–158.
  8. 8. Kurilovas, E and Dagiene, V. (2010) Multiple Criteria Evaluation of Quality and Optimisation of e-Learning System Components // Electronic Journal of e-Learning Volume 8 Issue 2 2010, (pp141 151). URL: http://www.ejel.org/volume8/issue2
  9. 9. Лыгина Н.И. Экспертиза качества учебных материалов / Н.И. Лыгина, Е.М. Турло // Вестник Томского государственного университета, 2007. - № 305. – С. 169-173. 618
  10. 10. Никулова Г.А. Пользователи о сайтах вузов: анализ веб-ресурсов лидеров образования / Г.А. Никулова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании, 2013. - №9. - С. 53-58.
  11. 11. Фирсова П. (2016) Что такое педагогический дизайн? URL:https://www.ispring.ru/elearning-insights/chto-takoe-pedagogicheskiy-dizayn/
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  сетевые электронные курсы, образовательный процесс, оценка и анализ качества, информационно-образовательный портал, электронная информационно-образовательная среда вуза, дистанционные образовательные технологии.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.