Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ГЕОИГРЫ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

Автор: Сухорукова Елена Владимировна, Кандидат педагогических наук, Доцент
Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов направления "Педагогическое образование" к разработке и использованию геоигр в обучении

Внедрение ФГОС в различных образовательных учреждениях требует и способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Одной из эффективных форм активного включения студентов в изучение методики использования информационных технологий в обучении конкретному предмету являются познавательные геоигры.

Геологокационные игры (или «геоигры») - это разновидность игр, в которой игрок вовлечен непосредственно через собственное местонахождение. Именно личное  местонахождение имеет непосредственное отношение к процессу игры, эти данные необходимы для выполнения заданий.

Исторически можно выделить следующие этапы в развитии геоигр:

1.  «Леттербоксинг» – игра, развивающая навыки ориентирования на местности, умения решать головоломки ( Англия, 1854 г.)

2.  «Секрет»  – сооружения тайников советскими детьми с небольшими «сокровищами».

3.  Различные варианты игр «Путешествие по станциям». Этот вариант игры был популярен в пионерских лагерях, а со временем пришел в школу.

4.  Появление системы глобального позиционирования GPSспособствовало появлению  в 2000 году «Геокэшинга» (США).

5.  В России геокэшинг стал популярным с весны 2002 года.

6.  В 2010 году в России появился аналог геокешинга - Red Quest.

Постепенно стало выделяться направление  «Образовательный геокэшинг». Образовательный геокэшинг позиционируется как специально разработанная технология, направленная на образовательный процесс и включающая в себя практическое содержание и организацию проектной, поисковой и исследовательской деятельности обучающихся.

На начальном этапе геоигры проводились нами с использованием GPS навигаторов [1]. При этом одной из целей являлось знакомство с принципами работы прибора. Отсутствие навигаторов в образовательных учреждениях не давало возможности активному проведению геоигр. Хотя такие игры всегда вызывали интерес у обучающихся.

Активное развитие средств мобильной связи, смартфонов, планшетов позволяет модную игрушку превратить в мощный инструмент для исследования и конкретной предметной области и мира в целом.

Образовательные геоигры являются командными играми. А, значит, каждый участник команды должен не только уметь самостоятельно осваивать и исследовать материал, но и владеть навыками  работы в группе. Взаимодействие участников организовывается в том объеме и тем способом, который они определяют самостоятельно. На основе навыков поиска, отбора и организации информации участники учатся выявлять  проблемы, находить пути их решения и применять на практике полученные знания.

Применение образовательного геокэшинга целесообразно на стыке и  интеграции предметов: Информатика + Предмет.

В качестве источника для содержания заданий может выступать  любой школьный предмет (история, литература, русский язык и т.д.). В качестве средства для кодировки задания удобно использовать  QR- код [2].

Пример геоигры межпредметного содержанияобразовательный проект «Россия online»[3].  В рамках проекта участники создадют многопользовательскую географическую онлайн-карту. Тематика слоёв карты охватывает историю, традиции, культуру и языковые особенности территорий проживания участников проекта.

Участие в такого рода играх помогает ориентироваться современному обучающемуся в новой жизненной ситуации.

В Балашовском институте СГУ регулярно проводятся для студентов аналогичные геоигры, квесты. После участия в игре на практических занятиях со студентами отрабатывается методика подготовки и проведения игры, обсуждаются методические аспекты содержания заданий в соответствии с профилем подготовки, технические моменты организации игр.

Поэтапно изучается подготовка игры, включающая в себя:

·  Работа «До игры» - знакомство с правилами, поиск территории для проведения игры, знакомство с необходимым ПО, разработка заданий, подготовка маршрута, разработка критериев оценивания, создание инструктажа по технике бехопасности на конкретном маршруте и тд.

·  Работа «Во время игры» - что делает участник, что делает каждый из организаторов, что делает учитель, что делают сопровождающие лица.

· Работа «После игры» - каким образом представляются итоговые работы (при наличии), как организуется рефлексия, каким образом подводятся итоги.

Отдельно рассматриваются роли и действия различных участников игры. Студенты пробуют свои силы и в роли участника игры и в роли организатора игры.

По результатом такой работы осваиваются профессиональные компетенции ПК-2 и ПК-4 [4]:

Студент готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК- 2);

Студент способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

Список использованных источников
  1. GPS-игра ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦЕНТРУ ГОРОДА [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://wiki.soiro.ru/GPS-игра_ПУТЕШЕСТВИЕ_ПО ЦЕНТРУ_ГОРОДА (Дата обращения: 08.10.2017).
  2. Сухорукова Е.В Использование QR-кода в образовательном процессе // Актуальные проблемы модернизации математического и естественно-научного образования: материалы второй региональной научно-методической конференции г. Балашов, 8 апреля 2011г. / под общей редакцией О.А. Фурлетовой.- Балашов: Николаев, 2011.-С.90-92.
  3. Геоигры «Россия online» [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: https://centersot.ru/geogame (Дата обращения: 08.10.2017).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс] // Режим доступа URL: http://минобрнауки.рф/докумненты/ 7995 (Дата обращения: 08.10.2017).
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Геоигры, геокэшинг, образовательный геокэшинг, информационные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.