Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Образовательные квесты, как способ формирования мотивации к обучению географии

Автор: Кривошапова Ирина Геннадиевна, Лауреат конкурса "Учитель года - 2008" г. Саратов
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 41" Ленинского района г. Саратова

Главной проблемой образования была и остаётся мотивация учащихся. Невозможно достичь результатов в обучении, если у учащихся нет мотивации узнавать новое, познавать тот или иной предмет. Мотивы – главные движущие силы дидактического процесса. Изучение и правильное использование их, формирование личности в нужном направлении – сердцевина педагогического труда.

Мотивация – это процессы, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Со стороны учителя – мотивация обучения, со стороны ученика – мотивация учения. Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Практическая деятельность учителя в этом направлении осуществляется с опорой на следующий алгоритм: определение и уточнение целей обучения - выявление возрастных возможностей мотивации -  изучение исходного уровня мотивации (чтобы судить об изменениях) - изучение превалирующих мотивов (ведущие в учебной деятельности) - изучение индивидуальных особенностей мотивации - анализ причин изменения мотивации - формирование должных мотивов - оценка достижений и планирование дальнейших действий. 

Очень часто мотивация учеников связана на прямую с его активностью. Активность – это степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Одной из главных задач учителя является активизация деятельности учащихся, т.е. управление активностью школьника: постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Одним из путей активизации учебного процесса является внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий, специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, интерактивных средств обучения. В своей практике широко использую различные способы учебного взаимодействия с учащимися через социальные сети. Недавно мной был апробирована новая форма виртуальной образовательной игры: составление и проведение образовательных квестов в социальной сети Вконтакте.

Что такое квест? Из Википедии:Квест (англ. quest) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Образовательный квест - виртуально -реальный и с компьютерными его роднят место проведения и то, что в игре учащимся необходимо будет решать интеллектуальные задачи. Мной были созданы две группы в социальной сети Вконтакте: https://vk.com/club138081899 - «Без географии вы нигде»; https://vk.com/club138272176- «Будь готов к ОГЭ!» . В игре принимали участие команды 8, 9, 10, 11 классов. Команды формировались учащимися самостоятельно, принять участие могли все, кто пожелает. Каждый день в группах выкладывались тематические задания и в течении дня команды их выполняли. Ответы на задания команды выкладывали в определённый срок. Оценивались результаты работы команд критериально, при этом в старших классах был применён приём самооценки и оценки противника. Примеры заданий:

Квест «Без географии вы нигде»

Задание №3 или задание среды.
Друзья, продолжаем доказывать, что география всегда с нами.

«География ... есть наука сколько полезная, столько и приятная».
(Надворный советник Максимович, ХVIII в. )
Всю жизнь нас сопровождает музыка и поэзия. Мы все - немножко поэты и большие меломаны. 
А помните ?)))
1....Мороз и солнце! День чудесный! (А.С.Пушкин) - описание антициклональной погоды зимой , характерной для умеренного типа климата.
В поэзии, музыке, живописи много географического. И вы нам это докажете! Итак: 1.Подберите не менее 5 - ти стихотворных строф известных поэтов, описывающих природные явления или географические объекты. 
В ответе на задание разместите строфу с указанием, какое явление или объект изображён в стихотворении. (пример - выше в новости).
2. Подберите не менее 5-ти известных песен, в которых есть географические объекты и явления. В ответе разместите название песни, авторов, исполнителя и объекты и явления, упомянутые в песне. по возможности прикрепите к новости оригиналы песен.
3. Подберите не менее 5-ти картин известных художников, изображающих природные явления или географические объекты. В ответе на задание разместите название картины, автора с указанием названия явления или объекта, изображённого на картине. Фотографии картин прикрепите к новости.
Пример:
2. "Норвегия", авторы и исполнители гр."Братья Гримм" - упоминается европейская страна Норвегия, расположенная на Скандинавском полуострове.
3. "Последний день Помпеи" К. Брюллов - изображено извержение вулкана Везувий.

Квест «Будь готов к ОГЭ»

Задание №2, или задание вторника:
1. На рисунках представлены условные знаки. По порядку перечислите название данных условных знаков .
2. Используя фрагмент плана местности определите:

 а. на какой высоте располагается мельница;

б. на какой высоте колодец;
в. на какой высоте силосная башня;
г. на какой высоте электростанция;
д. на какой высоте домик лесника.
3. Опишите местность, изображённую на данном плане. В описании должны быть указаны, растительность, рельеф местности, гидрографические объекты, населённые пункты и строения и т.д.
4. Подумайте, как вы или ваши близкие используете планы\топографические карты в повседневной жизни. Сделайте фотографию такого плана\карты и прикрепите к заданию.
Задание оформите в виде поста\новости, загрузите в группу не позднее 24.01.17. до 20.00.

 

В конце каждого квеста были подведены итоги и проведена рефлексия. Оказалось, что учащимся понравилась такая форма обучения, творческие задания перемежались с заданиями чисто учебными, детям было интересно, они соперничали и стремились выполнить задания наиболее точно и полно. В ходе квеста многие неожиданно для себя поняли трудные для них ранее вопросы, узнали что-то новое, научились взаимодействовать с товарищами. Главное – учащиеся получили навык самостоятельно добывать нужные знания и проявлять познавательную активность, что является важнейшим для формирования мотивации к обучению географии.

Список использованных источников
  1. 1. Психология и педагогика, Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2002. Москва.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.