Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Автор: Бурукина Наталья Николаевна, Почётный работник общего образования РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н. В. Грибанова с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области"
Статья посвящена дистанционным курсам для обучающихся, которые вносят новые формы обучения. Показано, что дистанционные технологии играют важную роль в удовлетворении образовательных потребностей обучающихся. Выявлены преимущества системы Moodle для курсов дистанционного обучения. Автор делится опытом создания дистанционного курса по математике. На основе проведенного анализа автором предлагается расширить число участников дистанционного обучения в школе.
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». (Я.А. Каменский)

 В соответствии с приказом №1454 от 22.04.2016г.  Министерства образования Саратовской области, в целях развития инновационной деятельности образовательной организациина базе МОУ «СОШ имени Н. В. Грибанова с. Брыковка»открыта региональная инновационная площадка (РИП) «Повышение эффективности образовательного процесса через формирование регионального банка инновационных образовательных ресурсов».На основании результатов проведенного внутришкольногомониторинга потребности участников образовательных отношений в дистанционном обучении заключено соглашение о совместной деятельности с ГАУ ДПО «СОИРО» по организации дистанционного обучения школьников.В реализацию образовательных программ включены дистанционные образовательные технологии с использованием в образовательном процессе ресурсов Регионального портала дистанционного обучения школьников Саратовской областиhttp://edusar.soiro.ru. 

Реализация данной инновационной деятельности призвана способствовать адаптации выпускников к жизни, успешности в преодолении препятствий, самостоятельности в достижении результатов в обучении, самовоспитанию, самодисциплине. Использование дистанционных технологий позволит обучающемуся выстроить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с требованиями профильного образования.

 

  Механизм реализации проекта предполагает создание некого виртуального образовательного пространства, которое позволит учащимся максимально удовлетворить образовательные потребности.

Инновационный потенциал проекта представляется достаточно ёмким. Дистанционное обучение позволит школе  решить многие проблемы, связанные с удовлетворением образовательных потребностей старшеклассников, оптимизацией образовательного процесса. Это наиболее экономичный и рациональный способ получения образования в рамках индивидуального образовательного плана в условиях малочисленной сельской школы. 

Это возможность выхода на профиль для обучающихся с учетом их образовательных запросов. Это отражение личностно-ориентированного подхода в образовании. Это реальное внедрение дистанционных технологий в практику школы.

Пять учителей МОУ «СОШ имени Н. В. Грибанова с. Брыковка»прошлиобучение на курсахи семинарах «Методика разработки и создания курсов дистанционного обучения школьников» вГАУ ДПО «СОИРО», а затем приступили к апробации готовых дистанционных курсов и созданию своих - по различным предметам в программном комплексе Moodle.

Система Moodle для курсов дистанционного обучения имеет много преимуществ:

·   простой и эффективный интерфейс,

·   модульную систему,

·   возможность выбора структуры курсов: «календарный», «форум», «тематический»,

·   богатый набор модулей:  Чат, Лекция, Тест, Опрос, Глоссарий, Анкета, Семинар, Ресурс и др.

В 2016-2017 учебном году мною создан дистанционный курс «Обыкновенные дроби» (рис. 1).

Рисунок 1 – Скриншот дистанционного курса

Предлагаемый курс своим содержанием может привлечь внимание обучающихся, которым интересна математика. Использование дистанционных технологий при изучении данного курса, позволит повысить заинтересованность обучающихся в предмете, даст возможность каждому ученику в зависимости от его способностей изучать материал в индивидуальном темпе работы, а так же самостоятельно или под руководством педагога проводить контроль изучаемых тем, просматривать ход решения заданий, учиться рассуждать и делать выводы. Данный курс направлен на закрепление  и развитие навыков выполнения действий с обыкновенными дробямиобучающимися, повышение уровня логической культуры посредством решения большого класса задач.Дистанционный курс«Обыкновенные дроби» наполнен интерактивными ресурсами, что делает более наглядным подачу изучаемого материала. Курс содержит интерактивные и мультимедийные материалы (аудиофрагменты, видеоролики,  презентации, тренажеры и пр.), задания на контроль и самоконтроль. Материалы курса могут быть использованы не только на уроке при изучении данной темы. 

Для повышения профессионального мастерства и качества труда,развития своих интеллектуальных и творческих способностей,популяризации внедрения технологий дистанционного обучения в образовательный процессмною осуществлено: участие в работе IIIМеждународной дистанционной практико-ориентированной конференции «Инновации для образования» (Intel Education Galaxy), в рамках которой прослушан вебинар «Российская цифровая образовательная платформа LECTA- простые шаги к новым возможностям», участие в акции «Школа на связи!», видеоконференциях «Новые технологии. Новые форматы» и «Педагогические смыслы современной информационной среды» (Intel Education Galaxy), проведение мастер-класса «Создание дистанционного курса для учащихся» на заседании районного методического объединения учителей естественно-научного цикла,  проведение мастер-класса «Из опыта создания дистанционного курса для учащихся» на Восьмом Международном Слете учителей – Сочи 2017, публикация статьи «Инновационная деятельность в сельской малокомплектной школе» во Всероссийском МЦ «Образование и творчество».

За год работы РИП в школе произошли значительные качественные изменения:

• создается единая информационно-образовательная среда, участниками которой являются и сотрудники школы, и учащиеся, и их родители;

• возрос уровень ИКТ-грамотности педагогов школы и школьных администраторов;

• регулярно используются дистанционные образовательные технологии, в том числе - среда MOODLE;

• педагоги школы сочетают использование готовых цифровых образовательных ресурсов с педагогическим проектированием и созданием собственных дидактических и наглядных пособий, фрагментов уроков с поддержкой средствами ИКТ;

• в практике преподавания значительное место занимают проектные и исследовательские методы обучения.

Анализируя небольшой опыт работы РИП на базе МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка», можно отметить повышение мотивации участников образовательного процесса, формирование информационной компетентности учеников и учителей школы.

В перспективе работы школы в данном направлении видится расширение числа участников проводимого проекта; обеспечение учеников учебными дистанционными курсами по соответствующим профилям обучения; развитие системы курсов, предназначенных для организации внеурочной деятельности учащихся.

Учитель математики МОУ «СОШ имени Н.В. Грибанова» Бурукина Н.Н.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОЕКТ, КУРС, ШКОЛА

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.