Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО БИОЛОГИИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 5", г. Саратов
В статье представлен анализ использования образовательных интернет ресурсов, применяемых учителями при подготовке к ЕГЭ по биологии. Автором установлено, что их использование при подготовке к ЕГЭ по биологии ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, к саморазвитию личности в рамках биологической науки, к раскрытию её творческого потенциала.

В настоящее время ведущим направлением в развитии образования становится информатизация и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий. Использование возможностей интернета существенно повышает эффективность образовательного процесса.

С помощью современных поисковых систем можно проводить поиск самых разных электронных ресурсов сети Интернет, использование которых позволило бы повысить эффективность обучения. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса.

Нашей целью является изучение информационных ресурсов, используемых учителями при подготовке к ЕГЭ по биологии.

Поиск информационных ресурсов, изначально разработанных для повышения эффективности образования, можно осуществлять при помощи коллекций цифровых образовательных ресурсов.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru - центральное хранилище электронных образовательных ресурсов системы образования. В хранилище портала размещаются ресурсы разных типов: электронные учебные модули открытых мультимедиа систем и виртуальных коллективных сред, электронные образовательные ресурсы на локальных носителях, текстографические сетевые электронные образовательные ресурсы, ресурсы, созданные с использованием современных технологий Flash и Java.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru – содержатся сведения об электронных образовательных и научных ресурсах российских вузов, библиотек, музеев, издательств, школ, электронных коллекций всех уровней образования для широкого круга пользователей.

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru – это крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов. Коллекция находится в стадии активного заполнения и тестирования, в настоящее время в ней содержится более 50 тысяч единиц хранения, включающих в себя электронные образовательные ресурсы по всем предметам средней школы, электронные методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

Далее представим общие ресурсы для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru.

Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru

Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» – по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2017 http://edu.ru

Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru

Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru

 Высшее образование в России http://vuzinfo.ru

 ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org

 Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru

 Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ http://www.gotovkege.ru

 Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ http://centerperspektiva.ru/?s=32

 Сайт «Обучение.ру» http://www.aboutstudy.ru

 Сайт международной выставки «Образование и карьера в ХХI веке» http://www.znanie.info

 Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru

 Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru

 Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru

 Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru

 Если трактовать информационные образовательные ресурсы именно в широком смысле, то это не только ресурсы, профессионально разработанные фирмами-производителями, но и любые реализованные на компьютере объекты, создаваемые для собственных нужд учителем, а также творческие работы учащихся. Такие ресурсы может создавать сам педагог или его учащиеся в рамках работы подготовки к ГИА.

  Но здесь нужно помнить несколько правил. Позволим себе дать несколько рекомендаций.

 Разработка информационных образовательных ресурсов является процессом достаточно трудоемким. Педагог, имеющий отношение к созданию электронных средств обучения, обязан овладеть многими «тонкостями» искусства создания цифровых и информационных продуктов, которые затем попадут в руки к школьнику.       

Содержание всех, без исключения, средств информатизации должно удовлетворять требованиям научности, логичности, полноты и смысловой замкнутости.

Дело в том, что само представление учебного материала в виде информационного ресурса призвано придать этому материалу какие-то новые качества, которыми не обладает этот же материал при его традиционном представлении – на страницах учебника, энциклопедии, плаката или слайда. Как понять, имеет ли смысл представлять тот или иной материал в «электронной» форме? Для этого достаточно лишь представить себе этот будущий продукт, а затем представить себе тот же самый материал в традиционном виде. Если разница существенна, очевидно, что цифровой образовательный ресурс необходим.

Но важным условием остается: четкое понимание автором, каким целям служат те или иные «новые возможности», появляющиеся при цифровом представлении материала: они не должны сводиться только лишь к пустому «украшательству», не должны перегружать собой созданный ресурс и «заслонять» собой собственно содержательное наполнение.

Это обязательно нужно учитывать всем, даже тем, кто создает презентации в среде PowerPoint. Очень часто при подготовке презентаций авторы слишком увлекаются богатством шаблонов и анимационных эффектов, а в результате содержание презентации оказывается потерянным за множеством мельтешащих, вылетающих, мигающих надписей и частей рисунков, – так что внимание просматривающего такую презентацию отвлекается на все эти «цифровые фейерверки» в ущерб собственно презентуемому материалу.

Для создания оптимального варианта информационного образовательного ресурса необходимо учитывать требования, предъявляемые к такому виду продуктов.

При подготовке учащихся к ГИА по биологии  я использую следующие электронные ресурсы:

Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru. На сайте представлены нормативные документы для подготовки к экзамену. И задания, которые входят в состав КИМ. Задание на сайте представлены по разделам. На сайте выложенны демонстрационные версии КИМов. Задания расположены  в хаотичном порядке, а не по уровню сложности. Нет возможности проверить правильность ответов.

Раздел для централизованного контроля уровня подготовки учащихся учителем https://ege.sdamgia.ru/Дмитрия Гущина. Каждый из ресурсов содержит информацию для различных групп пользователей: родителям, ученикам, учителям, методистам и д.т. По каждому предмету представлено более 15 вариантов КИМов по все предметам. Есть возможность выполнять задание определённого типа или весь КИМ, с мгновенной проверкой. Варианты КИМов максимально приближены к реальным. Каждый КИМ можно скачать: с ответами, с ключом к тесту, или же с подробным объяснением всего решения. Учитель имеет возможность зарегистрировать учеников, и вести журнал на сайте.

Таким образом, использование образовательных интерет-ресурсов для подготовки к ЕГЭ по биологии ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, к саморазвитию личности в рамках биологической  науки, к раскрытию её творческого потенциала.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Образовательные интернет ресурсы

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.