Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Веб-квест как форма организации литературного образования младших школьников

Автор: Фирсова Татьяна Геннадьевна, Кандидат филологических наук, Доцент
ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Развитие социокультурного пространства чтения в Интернете обозначено как одно из направлений формирования читательского интереса. Квест и веб-квест рассмотрены как формы литературного образования младших школьников. Представлены примеры использования указанных приемов, смоделирована технология применения.
Квест и веб-квест рассмотрены как формы литературного образования младших школьников. Представлены примеры использования указанных приемов, смоделирована технология применения.

В современном обществе, когда активно диагностируется такой феномен, как «читательский негативизм» молодого поколения, учителю начальных классов особенно важным становится выбор эффективных форм приобщения к чтению, приемов литературного образования и развития. Мы уже отмечали в ряде статей, что инновационные приемы развития читательской компетентности связаны с расширением интерактивности обучения и виртуального социокультурного пространства чтения в Интернете [1,2].

Квест — инновационный прием, популярный у современных младших школьников (пер. с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). Изначально, в области литературы понятие «квест» означало один из способов моделирования сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла) [3].

Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте — это памятные места, организации и предприятия, действующие на территории города или иного населенного пункта, в окрестностях библиотеки. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать родной город, взглянуть по-новому на знакомые с детства места. В статье «Использование культурного пространства города в процессе литературного развития младших школьников» мы рассматриваем квест как интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами и предлагаем несколько вариантов квестов на тему «Знаки книжной культуры на улицах города Саратова»[4].

Можно выделить следующие этапы работы по организации квэст-ориентирования:

1. Организация рабочей группы.

На данном этапе следует определить круг ответственных лиц и координатора из числа библиотекарей и волонтеров.

2. Разработка положения (определение целей и задач игры).

В положении об игре определяются правила игры, критерии оценки победителя, определяются номинации, по которым будут награждаться команды.

3. Отбор книг, чтение книг.

При отборе книг следует учитывать поставленную цель, ориентироваться на интересы и потребности участников игры. Для чтения должны быть предложены лучшие произведения авторитетных авторов, представителей классической и современной русской и зарубежной литературы, также можно включить произведения местных авторов, таким образом ввести региональный литературный компонент.

6. Разработка правил игры.

7. Определение круга участников. Распространение информации об игре.

8. Инструктаж участников, объяснение правил игры.

9. Чтение книг. Продумывание маршрута и дополнительных вопросов и заданий.

Чтение книг — это обязательный пункт не только для участников, но и для организаторов квэста. В процессе чтения и перечитывания книг, необходимо продумать маршрут, связать сюжет произведения с известными местами, организациями и предприятиями, с учебными и культурными учреждениями населенного пункта.

10. Оформление раздаточных материалов.

Данный этап включает разработку нескольких вариантов маршрута и формирование маршрутных листов.

11. Проведение игры.

12. Распространение информация по итогам игры в СМИ.

Итоги проведения квеста можно осветить в СМИ и на сайте школы.

В работе В. В. Казаковой «Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников» представлена такая форма работы с использованием Интернет-пространства, как литературный веб-квест [5]. Создан целый портал веб-квестов «Страна чтения» http://www.web-kvest.ru/.

Технология создания веб-квеста по литературному чтению представлена на сайте https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=7582.

Веб-квест — это сайт в Интернете, разработанный педагогом или совместно с рабочей группой обучающихся, с которым в дальнейшем работают школьники, выполняя поставленную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях образования, на разных этапах погружения в тему. Содержание веб-квеста охватывает отдельную проблему, учебный предмет, тему. Веб-квест может быть и межпредметным. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде презентации, буклетов, веб-страниц и т.д.

Веб-квест обязательно включает работу биографического характера, которая связана с обращением к персональным сайтам поэтов и писателей, где можно отыскать воспоминания современников, редкие высококачественные портреты, фотоснимки, детские фото, прижизненные издания, иллюстрации различных художников и т.д. Интерес младших школьников наиболее привлекают следующие ресурсы: http://www.uspens.ru/ — сайт Э. Н. Успенского, http://www.oster-detyam.ru/ — Гр. Остера, http://s-marshak.ru/index.htm — С. Я. Маршака,  http://www.kozlov-sergey.ru/ — С. Г. Козлова.

Итоги веб-квеста можно представить на различных площадках для организации читательского общения: Live.Lib.ru, сообщество «Что читать?» (http://chto-chitat.livejournal.com/), «Детская библиотека интересов» (http://kid-home-lib.livejournal.com/), Сообщество «Детская Книга» (http://kidpix.livejournal.com/), «Детские книги» (http://detskie-knigi.livejournal.com/).

Приведем пример веб-квеста по литературному чтению на тему: «С. Т. Аксаков. “Аленький цветочек”». Структура квеста может включать в себя следующие задания:

Группа «Биографы».

1. Найдите интересные факты биографии С. Т. Аксакова (http://www.aksakov.info) 2. Найдите фотографии данного писателя (3–4 шт.) 3. Восстановите история написания сказки. Какова е функция в содержании автобиографической повести «Детские годы Багрова-внука» (http://mylitera.ru)

Группа «Литературоведы».

1. Найдите в тексте сказки зачин, концовку, сказочные эпитеты (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt) 2. Докажите, что эта сказка – волшебная. 3. Выделите в произведении «приметы» народной волшебной сказки.

Группа «Языковеды».

1. Как можно перевести на современный русский язык старинные слова в сказке? (http://dal.sci-lib.com) 2. Почему важно знать происхождение слов? 3. Составьте толковый словарь к сказке «Аленький цветочек». 4. Найдите пословицы и поговорки в тексте сказки (http://lib.ru/TALES/alenkij.txt).

Группа «Культурологи».

1. Можно ли сюжет «Красавица и чудовище» считать бродячим мотивом? (http://biblioclub.ru/?page=dict&dict_id=74) 2. Как этот мотив представлен в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве (http://fandrom.ru/erik_phantomish_beauty_beast.html).

Итогом данной работы может стать театральная постановка произведения. В этом случае, школьники прописывают сценарий постановки, разрабатывают элементы костюмов и декораций. Отдельная группа детей готовит макет афиши мероприятия и вывешивает ее на сайте образовательной организации и организаций-партнеров.

Информационные технологии и возможности Интернет-ресурсов быстро развиваются, крайне важно научиться умело сочетать книжную культуру и возможности электронной, а не противопоставлять их. Информационные технологии необходимо как действенный инструмент, способный помочь в решении проблемы формирования читательской компетентности школьников. Важно, чтобы учитель как взрослый читатель мог вводить ребенка в мир виртуального читательского пространства целенаправленно, предлагая для чтения ресурсы с безопасным контентом.

Список использованных источников
  1. Фирсова Т.Г. Использование Интернет-пространства в процессе формирования читательского интереса младших школьников // Информационные технологии в образовании «ИТО-Саратов-2016». Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Саратов, 2016. С. 317-321.
  2. Фирсова Т.Г. Из опыта использования компьютерных технологий в подготовке бакалавров и магистров по профилю «Начальное образование» // Информационные технологии в образовании. Саратов, 2015. С. 338-341.
  3. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсии как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1(20). С. 14-17.
  4. Фирсова Т.Г. Использование культурного пространства города в процессе литературного развития младших школьников // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2016. С. 335-339.
  5. Казакова В.В. Веб-квесты как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. 2015. №22.1. С. 53-55.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Начальное общее образование
Ключевые слова  Квест, веб-квест, литературный веб-квест, литературное образование, младшие школьники.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.