Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Из опыта работы учителя в информационном пространстве: эффективность интеллект-карт

Автор: Бабина Людмила Владимировна, магистр, Грамота Министерства образования Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102
Сетевые средства визуализации, относящиеся к сервисам Web 2.0, позволяют организовать совместную деятельность в Интернете, расширить педагогические возможности учителя как образовательные, так и воспитательные. В статье показано применение интеллект-карт как средство визуализации в учебной деятельности обучающихся. Отмечается роль в повышении качества образовательного процесса, развитии компетенций.
«Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться». Э.Тоффлер

В настоящее время ошеломляющими темпами развивается цифровая техника, компьютерные технологии и Internet, а вместе с ними развиваются и новые способы обучения. Использование Internet-ресурсов – это не дополнительный «довесок» в обучении и в воспитании, а неотъемлемая часть целостного образовательного и воспитательного процесса, значительно повышающего его эффективность. Сегодня актуальным становится вопрос использования в учебном процессе сайта учителя и сервисов Web 2.0, которые предоставляют мощные средства для преобразования существующей классно-урочной модели образования, где главная роль принадлежит учителю, в ориентированную на учащегося интерактивную среду для обучения.

Применение сетевых сервисов Web2.0, позволят учителю повысить познавательный интерес учащихся, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять для решения поставленных задач. Сервисы Web2.0 являются эффективным средством для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.

Важный принцип Web2.0 – “mash-up” (“смешивание”). Этот принцип означает, что путем интегрирования программных возможностей нескольких независимых друг от друга сервисов можно создать новый уникальный Web-проект. Сетевые средства предоставляют право пользователям самостоятельно создавать контент (от англ. content – содержимое), менять его и управлять связями между своими и чужими материалами. «Доступность, открытость, интерактивность и коллективизм» – основополагающие отличия сервисов Web 2.0, целесообразность использования которых в учебных целях уже не вызывает сомнения – помогает развивать мышление высокого уровня, решать задачи классификации, сравнения, анализа, синтеза, оценки и рефлексии.

Сервисы Web 2.0 позволяют собранный материал педагогом вместе с детьми использовать или в off-line (что очень удобно) или в on-line. Компьютер используется учащимися как инструмент учебной деятельности, формируются универсальные учебные навыки обучающихся – и это обеспечивает деятельностный подход в обучении, индивидуальный прогресс каждого ученика через общение.

Сетевые средства визуализации, относящиеся к сервисам Web2.0 позволяют организовать совместную деятельность в Internetете над построением различных карт или схем. Это техника предоставления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind-maps» - термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «диаграмма связей», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления») – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Информация, изображаемая в графическом виде, отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде.   Интеллект-карта может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации мыслей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т.д. Можно законспектировать целую книгу, статью, лекцию; провести анализ и структурирование большого объема информации; решить творческую задачу; представить презентацию; акцентировать внимание на ключевых вопросах и т.д.  Это не традиционный, но естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Метод использования интеллект-карт разработан английским психологом Тони Бьюзеном, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации. Он разработал правила и принципы их конструкции, приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.  Тони Бьюзен доказал, что Mindmapping – метод ментальных карт (интеллект-карт) позволяет значительно улучшить интеллектуальную функцию собственного мозга путем перехода с линейного представления информации к радиальному. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»), относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. В свою очередь «радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект-карте расти беспредельно и постоянно дополняться.

«Карта-разума», «карта-памяти» имеет достаточно высокий образовательный потенциал, их применение может значительно повысить эффективность и продуктивность изучения нового материала там, где очень объемный информационный материал, требующий умения правильно выделять главные, "ключевые" слова, понятия.

Можно выделить следующие пути использования интеллект-карт в учебном процессе: планирование, проведение занятий (очень хорошо использовать на уроках повторения, обобщения изученного материала, они дают видение общей картины пройденного материала), проведение мозговых штурмов, подготовка лекций, контроль знаний.

В таких темах, как "Культура", "Революции", "Войны" и др, т.е. там, где очень объемный информационный материал, трудный и сложный для запоминания и осознания происходит процесс систематизации и "сжатия", т.е. представление информации в компактном, удобном для использования виде. Под «сжатием» информации понимается прежде всего ее обобщение, укрупнение, систематизация, генерализация. Такой вид деятельности, с одной стороны, не возможен без развитого логического и аналитического мышления. С другой стороны, организация учебной деятельности на основе технологии интеллект-карт способствует развитию именно этих видов мышления. Интеллект-карты могут являться одной из методик подготовки к ЕГЭ, так как способствуют анализу материала и лучшему, образному запоминанию. А перед экзаменом дают возможность быстро повторить ранее пройденное.    

Приёмы визуализации учебного материала помогают поддерживать познавательную деятельность школьников, изменить перспективу видения и найти новую точку зрения, запомнить большие объёмы информации, увидеть и установить новые связи между событиями и объектами. Когда создаешь ментальную карту, ее название всегда находится прямо в центре, все связанные темы отходят от него во всех направлениях. То есть суть метода состоит в том, что выделяется основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги (например) в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложной информации. В таком виде карта двухмерно визуализирует иерархии и связи между отдельными идеями. Аудитории становится легче следовать ходу мысли оратора и понимать информацию, когда она видит, как вещи связаны между собой.

Наиболее часто мы используем сервисы для построения ментальных карт – mindmeister.com, mindomo.com и bubbl.us. Бесплатный редактор ментальных-карт Mindmeister (необходима только регистрация пользователя) позволяет создавать, делиться и презентовать интеллект-карты прямо в своем браузере. Редактор даёт возможность выбрать стиль, цвет карты, можно создать собственный фон представленной информации, форматировать её.

С помощью сервиса Mindomo можно создавать карты знаний в виде яркой схемы, которую возможно изменять, устанавливая связи между элементами, маркируя их значками, можно добавлять ссылки на Internet-ресурсы, звук, видео и изображения, а также заметки.

Карту, созданную при помощи сервиса Mindomo, можно просматривать как презентацию, можно просто распечатать и поделиться через ссылку или вставку схемы на Internet-страницу. Для учащихся – это богатые возможности художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста, закрашивание текста, работа с рисунками, фотографиями, картинками. Поиски последовательности в построении визуального ряда интеллект-карты являются по своему смысловому контексту, безусловно, творческими компонентами компьютерного изложения материала.

Интересный сервис Bubbl, который предоставляет возможность выполнить коллективную работу (чаще используем как групповую работу) дистанционно по созданию кластера, где в результате надо представить всему классу свой кластер для обсуждения. Интересно наблюдать за учащимися, когда они спорят, рассуждают, доказывают друг другу, какую информацию необходимо внести в кластер. Это не просто увлекательно, это еще и способствует глубокому пониманию, надежному закреплению материала.

Опыт работы показал, что у учащихся наблюдается положительная тенденция роста навыков применения информационных технологий в образовательных областях и готовности использования сервисов визуализации информации при обучении истории и обществознания, экономики, права. Работа над визуализацией материала нравиться школьникам, и они бережно относятся к каждому фрагменту визуального ряда. Приведенные примеры использования сервисов Web 2.0 (в частности создание ментальных-карт) показывают не только возможности организации совместной деятельности обучающихся, но и реализует системно- деятельностный подход, стимулирует школьников к осознанной учебной деятельности, способствует формированию личностных, метапредметных и предметных УУД. Уроки становятся необычайно интересными, а сложные моменты уроков более понятными.

Список использованных источников
  1. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]: – Минск: Росмэн- Пресс, 2007.
  2. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100 % – Минск: Росмэн-Пресс, 2007 г.
  3. Бьюзен Т., Бьюзен Б., Интеллект-карты. Практическое руководство – Попурри, 2010 г.
  4. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 – Михаил Евгеньевич Бершадский. О методе интеллект-карт
  5. http://dpo.temocenter.ru/images/metodichka/docs/2-effect-metod-intellect-kart.pdf «Эффективное использование метода интеллект – карт на уроках» Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Сетевые сервисы WEB2.0., интеллектуальные карты

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.