Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Современные средства, методы и технологии для организации самостоятельной деятельности учащихся средней школы на уроках информатики

Авторы: Коршунов Максим Васильевич 1, Кабанова Любовь Валентиновна 2, Кандидат экономических наук, Доцент
1 МАОУ "Гимназия №3" Фрунзенского района г.Саратова, 2 ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

"Современные средства,  методы и технологии для организации самостоятельной деятельности учащихся средней школы на уроках информатики"

Роль информатики в современном обществе крайне велика в наше время. Знания основ информатики и навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями  необходимы во всех отраслях человеческой деятельности.  В школе, в преподавании подавляющего большинства предметов, используются информационные технологии для обучения, для наглядного представления материала и повышения заинтересованности учеников.

Мы живём в Информационном веке, в веке, где каждый день сталкиваемся с огромным пластом информации различного качества и достоверности. Именно поэтому, прививать людям умение разбираться в этом пласте, работать с ним, вычленять из него нужные аспекты целесообразно с ранних лет. Помимо этого, необходимо с детства развивать в людях сетевой этикет и то, как нужно вести себя в огромном мире сетевой паутины. Нужно  также, еще в школе,  заложить в  начальные знания по многим аспектам информатики, научить работе с программными продуктами, применять полученные знания и умения в других предметах[1].

Информационно – коммуникационные технологии (далее ИКТ) открыли перед нами огромные возможности для  повышения эффективности процесса обучения.

В широком значении ИКТ – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях [6].

ИКТ  позволили нам модернизировать образовательные технологии в обучении, усовершенствовать их,  вывести на новый уровень. Технологии передачи информации расширились благодаря интернету, стали включать в себя аудио и видеозаписи,всевозможные тренажёры по различным предметам (например, виртуальные лаборатории по информатике, речь о которых пойдёт далее), а текст, представленный в учебниках стало легко найти в сети. Технологии организации учебного процесса стали более доступными с появлением всё того же интернета – благодаря онлайн чатам, форумам и видеоконференциям стало возможно мгновенно получить ответы на интересующие вопросы и оставаться ученику на связи с преподавателем. Технологии представления учебной информации пополнились мультимедиа технологиями и курсами, которые объединили все перечисленные выше технологии и систематизировали их.

В преподавании информатики ИКТ занимают очень важную роль и большое влияние на подачу материала и его освещение.На уроках информатики ИКТ представлены во всем своем разнообразии.  Ученики учатся программированию и осваивают различные прикладные программы на персональных компьютерах. Изучают  алгоритмизацию и прочие разделы информатики на всевозможных тренажёрах. Повсеместно используются сайты и порталы, такие как metodist.lbz.ru, school.sgu.ru, где собраны полезные и необходимые материалы к урокам, курсы и большое количество дополнительной информации, а также, сложно представить современный урок информатики без использования презентаций и других методов наглядного представления информации.

Важной частью обучения школьника является самостоятельная деятельность учеников. Отведённых школьных часов не достаточно для того, чтобы ученик смог полностью освоить материал и все возможные его аспекты. На данном этапе и выявляется необходимость в самостоятельном выполнении заданий и изучении дополнительного материала. Но, как говорилось ранее, в сети интернет очень много информации различного качества, поэтому ученика надо направить, дать ему необходимый материал, собрать его в одном месте.

Главная цель самостоятельных работ – формирование у учащихся самостоятельности мышления, создание у них системы знаний. Самостоятельная работа обучающихся на уроках - познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Преподаватель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока[2].

Стоит разграничить самостоятельную работу на уроке и во внеурочное время.  

Для выполнения самостоятельных заданий на уроке и более глубокого понимания алгоритмизации в школьном курсе информатики авторами используются Виртуальные лаборатории[4]. Виртуальные лаборатории представляют собой электронный образовательный ресурс, выполненный в виде интерактивного компьютерного задачника по информатике для младших школьников и предназначенный для использования в курсе информатики, охватывающем начальную ступень общего образования (2-4 классы начальной школы) и пропедевтический уровень основной ступени общего образования (5-6 классы основной школы). Комплект виртуальных лабораторий обеспечивает компьютерную поддержку уроков информатики при изучении тематических блоков по моделированию, введению в алгоритмические структуры и математическую логику, а также для использования по аналогичным тематическим блокам содержания курса математики, как на уроках математики, так и на занятиях математических кружков[5].

Для реализации самостоятельной работы по информатике среди учеников средней школы во внеурочное время могут быть использованы электронные курсы.  Хорошие результаты показал опыт применения платформы LMS (LearningManagementSystem) Moodle, используемой для организации баз лекций, домашних работ, тестов и практических заданий.

По средствам данной системы возможна организация практически всех возможны форм дистанционного обучения. Можно удобно и структурированно создавать электронные курсы, включающие в себя чаты, формы, размещение учебных материалов, тесты, практические задания. Так же при помощи Moodle можно настраивать учебный маршрут учащихся, путём создания ограничений на доступ к курсам по различным условиям. Существует удобная система оценивания работ и тестовых заданий[3].

Перед нами лежит ещё множество возможностей в методике и технологиях преподавания информатики, так как наука ещё слишком молода. Прогресс не стоит на месте и с каждым годом мы открываем всё новые и новые средства, при помощи которых мы можем наглядно, оперативно и доступно преподносить ученикам информацию[1].

Применяя ИКТ в учебном процессе, мы упрощаем процесс восприятия учениками изучаемого материала, открываем новые пути в его подаче, организуем плодотворную самостоятельную деятельность учеников.

Самостоятельное изучение материала, его дополнений и выполнение заданий – ускоряет осознание учащимися тем, повышает их интерес к предмету и позволяет повышать их уровень информационной грамотности.

Список использованных источников
  1. Кабанова Л.В, Коршунов М.В. "ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ", МАТЕРИАЛЫ XXVIII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» 27 июня 2017 г. ТРОИЦК - МОСКВА, стр. 19-21
  2. WebUrok.com: учебно-методические материалы для учителей. - URL: https://weburok.com/2196597/ (Дата обращения 0
  3. Сайт учителя информатики Лосева Антона Владимировича. - URL: http://losev-it.ru/articles/18-distancionnye-formy-obuchenija-informatike.html (Дата обращения 04.10.2017)
  4. Сайт издательства БИНОМ. - URL: http://lbz.ru/files/5799/ (Дата обращения 04.10.2017)
  5. Конгресс конфереций ИТО. - URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_04_28.html (Дата обращения 04.10.2017)
  6. Сайт учителя информатики Матвеевой Веры Петровны. Ученье-свет. - URL: http://verapetrovna.ucoz.net/publ/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_informatiki/1-1-0-11 (Дата обращения 06.10.2017)
  7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Елина Е.Г., Дмитриева О.И., Храмова М.В. и др. Монография, Саратов, 2014.
Вид представления доклада  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.