Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Тенденции развития технологий виртуальной реальности в сфере образования

Автор: Скворцов Александр Александрович, Кандидат педагогических наук
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина
В статье рассматриваются тенденции внедрения технологий виртуальной реальности в сферу образования. Показаны возможности технологий виртуальной реальности в образовательной среде. Рассмотрены основные положительные и отрицательные стороны виртуальной реальности в сфере образования.

Термин виртуальной реальности совсем не молод и зародился еще в 1960 годах. Технологии виртуальной реальности, о которых писали в книгах и сннимали фильмы, за последние несколько лет совершили большой скачок вперед. Спрос на данные технологии происходит от такихсфер как реклама, туризм, ивент-менеджмент, сфера компьютерных игр и образование.

Изучив статью о сферах применения и внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности [1], можно сделать вывод, что сфера образования является крупной фигурой в данном процессе. Говоря про образование, нельзя не упомянуть образовательные программы подготовки кадров для самого рынка виртуальной реальности. Согласно статье опубликованной на портале "Postupi.online", в Дальневосточном федеральном университете будет запущена первая в России магистерская программа по виртуальной и дополненной реальности "Game development & VR", в Южном федеральном университете создана Лаборатория виртуальной реальности, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого реализуется программа "Технологии виртуального прототипирования в машиностроении", школа дизайна НИУ ВШЭ разработала и реализует программу "Гейм-дизайн и виртуальная реальность". Программа готовит специалистов, способных создавать игры в виртуальной реальности[2].

Современные технологии виртуальной реальности и 3D-визуализации фактически являются элементной базой для построения новых поколений мультимодальных человеко-компьютерных интерфейсов, которые позволяют создавать тренажеры, симуляторы, интерактивные обучающие виртуальные среды, виртуальные прототипы, цифровые планетарии, различные решения для рекламы и маркетинга[3].

Образование с использованием технологий виртуальной реальности, позволяет более наглядно вести лекции и семинары, показывать обучающимся все аспекты реального объекта или процесса, что в целом дает колоссальный эффект, как известно 80 % информации человек получает за счет органов зрениия, улучшает качество и скорость образовательных процессов, и уменьшая их стоимость.

Современные информационные средства подачи учебного материала настолько специфичны и развиты, что продуцируют качественно новые свойства содержания образования, которых не содержалось в традиционных методах. Например, та же виртуальная реальность радикально преобразовывает принцип наглядности, создавая подобие реальных объектов за счет информационного моделирования [4].

Внедрение технологий виртуальной реальности в образовательный процесс потребует реарганизации самой среды образования, которая должна способствовать развитию инновационной проектной деятельности, формирования инновационного мышления, навыков работы в команде по созданию инновационного продукта или услуги [5].

В современном обществе процесс информатизации проходит довольно быстро, это происходит из-за выгодного внедрения новых научных разработок и технологий, система образования требует современных средств и методов информационных технологий, которые смогут удовлетворить потребности  как системы образования, так и уровня подготовки будущих специалистов, возникает потребность в технологиях способных использовать новые средства и методы визуализации и передачи информации обучающимся, такой технологией является виртуальная реальность [6].

Использование виртуальной реальности открывает много новых возможностей в образовании, которые слишком сложны, затратны по времени или дороги при традиционных подходах. Хотелось бы отметить положительные стороны виртуальной реальности:

-визуализация (используя 3dграфику можно детализированно показать любые природные, химические, физические процессы (ядерный взрыв, извержение вулкана, деления ядра), виртуальная реальность способна не только дать сведения о самом явлении, но и продемонстрировать его с любой степенью детализации);

-безопасность ( пользователь может быть погружен в любую ситуацию без малейших угроз для жизни, например в касмический шатл, в горящее здание, в море с акулами );

-мотивированность (технологии виртуальной реальности способны превратить любое занятие в увлекательное путешествие, пользователь погружается в данную среду и не отвлекается на внешних раздражителей, а также находится в центре всех событий);

Наряду с положительными моментами, необходимо отметить и отрицательные стороны данной технологии, а именно:

-дидактическая составляющая (любая дисциплина довольно объемна, что требует больших ресурсов для создания контента на каждую дисциплину);

-техническая оснащенность (оборудование класса всеми необходимыми техническими устройствами является дорогостоящей процедурой);

-функциональность (использование полного функционала виртуальной реальности с соблюдением всех норм и правил посторения систем подобного рода);

Обучающие виртуальные программы не могут полностью заменить преподавание в учебных заведениях (потому что в итоге представляют собой имитацию реальных действий и объектов в информационном пространстве), их целесообразно широко использовать при изучении наиболее сложных тем различных предметов, а также для тренинга профессиональных навыков в различных видах деятельности [4].

Итак, подводя итог хотелось бы отметить что внедрение технологий виртуальной  реальности в систему образования процесс дорогостоящий и трудоемкий, требующий соблюдения юридических, экономических, психолигических, педагогических и др. аспектов.

Список использованных источников
  1. vc.ru. 9 сфер применения виртуальной реальности: размеры рынка и перспективы, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/13837-vr-use Дата обращения: 25.09.2017.
  2. В российских вузах появились образовательные программы по виртуальной реальности, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://postupi.online/journal/novosti-obrazovaniya/v-rossiyskih-vuzah-poyavyatsya-obrazovatelnye-programmy-po-virtualnoy-realnosti/ Дата обращения: 25.09.2017.
  3. VE Group. Образование и наука, 2017 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ve-group.ru/3dvr-resheniya/obrazovanie-i-nauka/ Дата обращения: 25.09.2017.
  4. Селиванов В. В., Селиванова Л. Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // ОТО. 2014. №3. С.378-391.
  5. Чванова М.С., Котова Н.А., Скворцов А.А., Киселева И.А., Молчанов А.А. Дистанционное обучение в наукоемкой образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. №6. С.1795-1804.
  6. Скворцов А. А. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в наукоемкой образовательной среде вуза // Вестник ТГУ. 2015. №2 (142). С.96-101.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  виртуальная реальность, образование, визуализация, технологии.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.