Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Софронова Наталия Викторовна, Доктор педагогических наук, Профессор
ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"
В ФГОС ООО уделено серьезное внимание организации внеурочной деятельности школьников, поскольку такая деятельность направлена на индивидуализацию обучения и развитие творческих способностей учащихся. В статье описан опыт разработки портала infoznaika.ru, на котором уже 12 лет проходит международный конкурс «Инфознайка».
В ФГОС ООО уделено серьезное внимание организации внеурочной деятельности школьников, поскольку такая деятельность направлена на индивидуализацию обучения и развитие творческих способностей учащихся. В статье описан опыт разработки портала infoznaika.ru, на котором уже 12 лет проходит международный конкурс «Инфознайка».

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждениявключает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде» [1].Если исключить компьютеры и другое оборудование, то можно утверждать, что информационно-образовательная среда может существовать в виртуальном пространстве. Например, на портале. Рассмотрим пример организации информационно-образовательный среды портала infoznaika.ru. На портале размещены дистанционные конкурсы, курсы повышения квалификации учителей и конференция (см. рис. 1).

Дистанционные конкурсы приобретают все большую популярность среди учащихся общеобразовательных учреждений. Дистанционный конкурс – это внеурочное мероприятие соревновательного характера, при котором участники и организаторы могут быть пространственно удалены друг от друга [2]. Их распространение основано на требованиях аттестации учителей и потребности формировать портфолио учащихся. Одним из критериев при аттестации учителей является количество учащихся, принявших участие в олимпиадах и конкурсах по предмету и занявших призовые места. Поэтому учителя активно принимают участие в различных дистанционных конкурсах. Учащиеся, в свою очередь, так же заинтересованы в участии в дистанционных конкурсах, поскольку собирают портфолио, в которое вкладывают сертификаты и дипломы, которые выдают за участие в дистанционных конкурсах.

С 2005 года по инициативе Чувашского регионального отделения Академии информатизации образования проводится дистанционный конкурс по информатике «Инфознайка». С 2013 года конкурс приобрел международный статус.В конкурсе принимают участие такие страны, как Казахстан, Молдавия, Южная Корея, Украина, Латвия, Белоруссия и др. Дистанционный конкурс «Инфознайка» достаточно популярен в школах России. Участники конкурса есть во всех регионах Российской Федерации.

Основная цель конкурса - активизация познавательного интереса учащихся общеобразовательных учреждений в области информатики и информационных технологий. Конкурс проводится на пяти уровнях: начальный (1-2 классы), пропедевтический (3-4 классы), подготовительный (5-7 классы); основной (8-9 классы); общеобразовательный (10-11 классы). С 2014 года углубленный уровень проводится как олимпиада «Инфознайка-Профи» и проходит в два этапа: дистанционный и очный. В 2017 году олимпиада «Инфознайка-Профи» включена в перечень всероссийских олимпиад.

Для ознакомления с конкурсом на сайте организации выложены задания за 2005-2015 годы, а так же реализована часть конкурса на языке JavaScriptс возможностью указания ответов и получения итоговых результатов.

Дидактический потенциал дистанционного конкурса «Инфознайка» заключается в следующем:

·        организация внеурочной деятельности учащихся;

·        мониторинг успешности усвоения тем учащимися;

·        повышение мотивации и познавательной активности учащихся к изучению информатики;

·        установление межпредметных связей в процессе обучения школьников.

Статистические показатели решаемости заданий, определяемые по результатам конкурса, можно рассматривать с позиции мониторинга качества образования по информатике в регионе, области или отдельно взятой школе. С 2016 года каждый ученик – участник конкурса, может через свой личный кабинет увидеть результаты (рис. 2). Кроме того, на основе экспертной оценки рассчитывается степень сформированности универсальных учебных действий учащихся 1-6 классов. Учителя школ заинтересованы в подобной информации для  корректировки учебного процесса обучения школьников, определения уровня подготовки учащихся в предметной области информатика по сравнению с другими  образовательными учреждениями,  в том числе, и за пределами границ территориального образования.

Рис. 2. Личностная итоговая диаграмма участника конкурса «Инфознайка» по разделам информатики.

 Задания конкурса учитель может использовать во внеурочной работе. На сайте infoznaika.ru выложены тестовые задания прошлых лет в режиме on-line и off-line. Кроме того, можно скачать задания для разбора решения на кружках и факультативах. Отрадно, что учителя высоко оценивают уровень и содержание заданий конкурса (ниже приведены некоторые комментарии учителей - участников конкурса):

·        Участвуем во многих олимпиадах и конкурсах, но задания Инфознайки более профессиональны;

·        спасибо, очень интересные задания, увлекательные;

·        задания интересные, информативные;

·        в 5-11 классах в этом году очень интересные задания, продолжить бы в таком же виде;

·        задачи интересны, в этом году больше задач, на мой взгляд, относящихся к изучаемому школьному курсу;

·        Конкурс хороший! задания замечательные;

·        структура задач и их содержание довольно удачно подобраны.

Многие учителя отмечают, что дистанционные конкурсы повышают интерес у школьников к изучаемому предмету.

Для формирования самих отчетов и доставки их участникам конкурса были использованы следующие технологии. Сам сайт и личный кабинет учителя были разработаны среде Microsoft Visual Studio на asp.net 4.0 с использованием объектно-ориентированного языка программирования C#. Формы для печати создавались посредством библиотеки DocX. DocX - это библиотека .NET, которая позволяет разработчикам манипулировать файлами Word 2007/2010/2013 простым и интуитивно понятным способом. DocX быстрый, легкий и, самое главное, не требуется устанавливать Microsoft Word или Office. Отчеты конструировались функциями библиотеки EPPlus. EPPlus - это библиотека .net, которая считывает и записывает файлы Excel 2007/2010 с использованием формата Open Office Xml (xlsx). Для сохранения отчетов PDF формате использовалась библиотека Spire.Doc for .NET, которая  специально создана для разработчиков и позволяет создавать, редактировать и конвертировать файлов документов Word. Данные для формирования отчетов хранились на сервере баз данных Microsoft SQL Server 2012. Для обращения к базам данных из программного кода использовалась технология Linq. Language Integrated Query (LINQ) — проектMicrosoft по добавлению синтаксиса языка запросов, напоминающего SQL, в языки программирования платформы .NET Framework. Для улучшения доставляемости электронных писем, содержащих отчеты, применялся метод e‑mail аутентификации по технологии DKIM. DomainKeys Identified Mail (DKIM) объединяет несколько существующих методов антифишинга и антиспама с целью повышения качества классификации и идентификации легитимной электронной почты. Вместо традиционного IP-адреса, для определения отправителя сообщения DKIM добавляет в него цифровую подпись, связанную с именем домена организации. Подпись автоматически проверяется на стороне получателя, после чего, для определения репутации отправителя, применяются «белые списки» и «чёрные списки». Также был использован протокол SPF (Sender Policy Framework) отправки электронной почты через SMTP. SPF позволяет владельцу домена, в TXT-записи, соответствующей имени домена, указать список серверов, имеющих право отправлять email-сообщения с обратными адресами в этом домене. При вставке уникальных QRна бланки мы используем портированную версию библиотеки Zxing. Библиотека умеет генерировать и распознавать всевозможные 1D и 2D баркоды.

Для повышения квалификации учителей разработаны дистанционные курсы. Так, курс «Решение нестандартных задач по информатике» направлен на повышение творческого потенциала учителей, а значит, и учащихся. На портале размещено более десятка разнообразных дистанционных курсов. Мы приглашаем учителей разрабатывать собственные курсы, сотрудничать с нашей общественной организацией «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования».

Список использованных источников
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
  2. 1. Бельчусов А.А., Софронова Н.В. Теория и практика организации дистанционных конкурсов по информатике. - LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken, Deutschland, 2011. – 258 p.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Информационно-образовательное пространство, внеурочная деятельность школьников, дистанционные конкурсы, повышение квалификации учителей.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.