Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Использование Интернет - ресурсов при подготовке к ЕГЭ по математике.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.П,Чехова
Использование Интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Наиболее часто используемые мною виды Интернет-ресурсов: демоверсии, оn-line тестирование по предмету, курс видеоуроков и лекций, разбор упражнений, конспекты, тренажеры, дистанционные курсы и др.
"Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Джордж Герберт

Целью государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы является повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Для выполнения этого необходимо модернизировать образовательные программы в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и создать условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях. Новые ФГОС второго поколения направлены на формирование общих ключевых компетенций и позволяют обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Итогом этого является формирование ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных и др. компетенций, а также успешная сдача ЕГЭ по выбранным предметам.

Информационные компетенции включают следующие направления:

- навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;

- владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет);

- поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

И мы действительно видим, что в последние годы сеть Интернет прочно вошла в повседневную жизнь. Сегодня компьютер есть практически в каждой семье, и более 60% россиян регулярно пользуются Интернетом. Невозможно представить лучшую платформу для обмена информацией по всему миру. Ресурсы мировой сети поистине безграничны и разнообразны – она наполнена научными, популярными, развлекательными, новостными и информационными материалами. И, конечно же, Интернет предоставляет отличную площадку для реализации образовательных программ самого различного уровня.

В Интернете учителя и обучающиеся могут ознакомиться с разнообразными материалам: это книги, учебники, статьи, наглядные и демонстрационные пособия, видеоуроки и многие другие. Однако одну из самых главных частей среди образовательных ресурсов занимают программы подготовки учащихся к контрольно-проверочным работам и экзаменам по всем дисциплинам, в том числе к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ) по математике на базовом и профильных уровнях.

Использование Интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ЕГЭ позволяет решить следующие дидактические задачи:

- усвоение знаний по предмету на базовом и профильном уровнях;

- систематизация усвоенных знаний;

- психологический настрой учащихся на атмосферу экзамена;

- создание образовательной среды и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть формирование информационных и учебно-познавательных компетенций.

Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

- целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;

- видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;

- четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот.

Применение Интернет-ресурсов позволяет мне разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучающихся и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. В целом реализуется индивидуальный подход в обучении при 100% охвате класса активной работой. В результате достигается заметное повышение объема и качества знаний, умений и навыков.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Одним из направлений моей работы является  самостоятельная учебная работа учащихся в интерактивной среде обучения, используя готовые тренировочные и проверочные работы в системе Интернет. Хочу отметить используемые мною виды Интернет-ресурсов: демоверсии, оn-line тестирование по предмету, курс видеоуроков и лекций, разбор упражнений, конспекты, тренажеры, дистанционные курсы и др.

Широко использую в своей работе Интернет - порталы ЕГЭ:

- Решу ЕГЭ (http://reshuege.ru/), все задачи открытого банка заданий ЕГЭ по математике  с образцами решений;

- Открытый банк заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru/), задания, тренировочные работы, документы;

- ALEXLARIN.NET (http:// alexlarin.net /), материалы прошлых лет, диагностические и тренировочные варианты, адаптированные под версию демоварианта ЕГЭ;

- Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/), документы, КИМы.

Использование этих и других Интернет-порталов предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при моей консультационной помощи. Основными преимуществами такой системы, на мой взгляд, являются:

- доступность;

- высокая степень интерактивности;

- динамичность доступа к информации;

- мультимедийность представления информации;

- высокая наглядность;

- возможность многократных повторений;

- усиление мотивации;

- возможность самоконтроля;

- выбор личной образовательной траектории;

- возможность прохождения материала в индивидуальном темпе;

- и самое главное - формирование ценностно-смысловых  компетенций.

Существует ещё множество сайтов, но для качественной подготовки достаточно научиться грамотно, пользоваться вышеперечисленными ресурсами. Перейдем к более подробной характеристике некоторых ресурсов.

Одним из самых удачных я считаю дистанционную обучающую систему «Решу ЕГЭ» (http://reshuege.ru/), которая создана творческим коллективом под руководством учителя математики Д.Д.Гущина.  Обучающийся может применить материалы ресурса для самостоятельной работы. Все задачи отобраны из официального источника: Единого банка задач. Они снабжены подробным и понятным  решением. Также учащийся может воспользоваться услугой службы поддержки при обсуждении непонятных вопросов. После решённых прототипов подобрано достаточное количество аналогичных задач, что позволяет ученику качественно закрепить определённый тип заданий. На сайте представлены готовые варианты ЕГЭ, решив которые выпускник может самостоятельно выявить пробелы в знаниях и уделить таким заданиям больше внимания.

Для учителя этот ресурс также очень удобен. Наличие ответов и решений позволяет значительно сэкономить время подготовки к уроку. Все задачи распределены и классифицированы по темам. А также есть возможность сохранить отобранные задачи, распечатать их для проведения самостоятельных и проверочных работ. Недостатков при работе с этим сайтом практически нет. Такая структура позволяет вовремя исправлять ошибки и корректировать подготовку к ЕГЭ. При работе с сайтом у обучающихся формируются коммуникативные компетенции, так как приходится работать в парах и группах. Важно только научить ребят грамотной работе с ресурсом. Это я делаю совместно с учителем информатики на соответствующих уроках в начале учебного года.

В процессе подготовки к экзамену у учителя уходит очень много времени для подбора и проверки заданий, а также немало средств для распечатывания материалов. Работа с сайтом «Решу ЕГЭ» минимизирует эти проблемы. Учитель по каждому нужному разделу может составить тест из задач определенной тематики и отправить ссылку обучающимся. Они в свою очередь, решив задания, отправляют ответы. Система проверяет правильность решения и выставляет балл ученику. Учитель на уроке может разобрать решения тех задач, которые вызвали наибольшее затруднение и поработать индивидуально с каждым учеником. Проверочные работы даются как контрольные всему классу, так и индивидуальные, что позволяет мне дифференцированно подходить к обучению, а учащемуся закрепить решение тех заданий, которые вызывают у него затруднение.

По каждому выпускнику мной ведется статистика выполненных работ и оценивается правильность решения, что повышает объективность оценки и исключает конфликтные ситуации. По каждой контрольной работе я могу наглядно увидеть успехи и неудачи каждого учащегося и при необходимости оказать ему адресную помощь. Все выше перечисленное позволяет мне осуществлять контроль за подготовкой к ЕГЭ.

Таким образом, работа с использованием Интернет-ресурсов существенно облегчает и мою работу,  и работу выпускника при подготовке к экзамену. А также формирует у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы и ключевые компетенции, необходимые в дальнейшей деятельности.

Использование Интернет-ресурсов  в преподавании математики позволяет мне непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них и общекультурные компетенции. Поэтому я, как учитель, стараюсь эффективно использовать Интернет-ресурсы на уроках, чтобы достигнуть наиболее качественных образовательных результатов.

Список использованных источников
  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2007. - 17 с.
  2. Желдаков М.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – М.: Новое знание, 2003. - 38 с.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: "Академия", 2009. - 52 с.
  4. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. - М.: ИОСО РАО, 2008. - 63 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  ЕГЭ, интернет-ресурс, ИКТ, информационно-компьютерные технологии, интернет-обучение

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.