Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Моделирование развивающей образовательной среды лицея как фактор успешности ученика.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей№9
Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни... К.Д.Ушинский

 

 

 Важнейшей стратегической задачей российского образования является модернизация и инновационное развитие, что позволит нашему обществу стать конкурентным в мире 21-го века. Задача новой школы воспитать личность, способную творчески мыслить, проявлять инициативу, находить нестандартные решения, быть конкурентоспособным. Для активизации образовательной среды, необходимо иметь возможности для реализации развития личности школьника. Атмосфера, стимулирующая учащихся для развития своих потенциальных возможностей, заинтересованность, перспективы, использование ИКТ и приобретения навыков экспериментальной работы, участие в различных конкурсах, олимпиадах позволяют развить их творческий потенциал, одарённость, воспитывать чувства патриотизма, умение самопрезентации.Лицей реализует программы: «Одаренные дети», «Лицей – территория здоровья», «Юные патриоты Дона», «Проект цифровой школы», Программу развития на 2014-2019  годы Социообразовательная среда формирования успешной личности». Лицей является филиалом Донской академии наук юных исследователей.

Целью нашего лицея  является воспитание и обучение человека способного жить и творить в информационном обществе. Формируя программу, ориентировались на то, что наш выпускник - это современный пользователь, который должен: обладать навыками решения нестандартных задач, которых становится все больше; уметь искать и анализировать новую информацию на предмет пригодности ее для решения поставленной задачи, уметь использовать ее (информацию) в образовательных целях; уметь хранить и передавать, используя современные возможности средств цифрового оборудования.  Традициями лицея являются:

  • открытость образовательного процесса;
  • уважение к личности ученика и педагога;
  • стремление педагогического коллектива оказывать поддержку
    всем участникам образовательного процесса;
  • создание условий для развития каждого учащегося с учётом его
    индивидуальных образовательных возможностей;
  • сохранение и передача педагогического опыта;

В ходе работы у педагогического коллектива школы появилась потребность обозначить свое кредо: «Нет предела совершенству, и нет совершенства, если есть предел» - это слова Абрахама Маслоу, а основным принципом работы нашего лицея стал принцип: «Учениками не рождаются, ими становятся…».

Образовательная среда может выступать в качестве средства "в руках" педагога, когда он целенаправленно выстраивает образовательную среду, необходимую, по его мнению, для решения тех или иных педагогических задач. Но образовательная среда может служить и собственным, субъективным средством развития учащегося. Активная образовательная среда формируется в отдельных творческих группах. Наиболее результативным нововведением стало  создание  и активная работа творческих групп   на кафедрах ДАНЮИ, научного общества «Лицеист», где во внеурочное время проходят занятия с одаренными детьми.  По инициативе центра занятости населения в городе проходит ярмарка профессий ведущих учебных заведений области. Такое сетевое взаимодействие, создание активной образовательной среды играет ведущую роль в выборе будущей профессии выпускника лицея. Многие ребята ежегодно принимают участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и становятся призёрами и победителями. Для реализации намеченных планов повышаю квалификацию на курсах, обмениваюсь опытом как внутри лицея, так и на уровне региона. Система работы с одаренными детьми была представлена мною на региональном уровне в июне 2015 года в форме презентации и видеоролика на базе ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРОв городе Ростове на фестивале педагогических инновационных проектов «Региональная инновационная образовательная инфраструктура развития детской одаренности».  Основным  требованием сегодня является развитие творческой личности, способной принимать нестандартные решения, создавать и воплощать замыслы, характеризующиеся новизной. Гибкая система организации обучения способствует сохранению высокого уровня образовательных стандартов, потребности в самообразовании, признании интересов ребёнка, его творчества, поддержки его успехов и в тоже время, включение  в социально полезную деятельность, что и называем образовательной средой, системой влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития.

Не менее важным является использование  в   образовательном  процессе разнообразных технологий. Мною было принято решение  активизировать применение технологий развивающего обучения, исследовательских и проектных методов, информационных здоровьесберегающих  образовательных  технологий, инновационной оценки «портфолио», творческих мастерских, педагогических игр, обучения в сотрудничестве и прочее. Активно  внедряю  также технологии  развития критического мышления и  дистанционного обучения. Это дает возможность более эффективно решать задачи, поставленные перед школой.   Одной из актуальных практических задач современной школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно - эффективных технологий, способствующих созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. Здоровье детей катастрофически падает и мы, учителя, задумываемся: « Что для нас важнее –  физическое состояние ученика или  его успеваемость?»   Вспоминаются слова А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».  Как сделать, чтобы дети жили в ладу с собой, окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Руководствуясь программой реализации здоровьесберегающего проекта «Лицей – территория здоровья»  я  как учитель технологии и искусства понимаю, что одной из главных задач успешности  ребенка  является сохранение и укрепление здоровья, и здесь решающая роль принадлежит не только медицине, но и семье и школе.  Я применяю в образовательной деятельности здоровьесберегающие  технологии,  транслирую культуру здорового образа жизни через мероприятия художественно-творческой направленности: тематические конкурсы, викторины, театрализованные постановки, беседы, презентации, экскурсии и видеоролики. Во время уроков провожу физкультминутки для отдыха глаз и снятия напряжения, веду беседы о правильном питании. При изучении темы «Здоровое питание» мы познакомились с питательными веществами, физиологией и гигиеной питания.  Выяснили, что существуют различные теории правильного питанияСозданный совместный краткосрочный проект «Мы то, что едим!», простимулировал учащихся на здоровое питание и необходимость соблюдения здорового образа жизни, увеличил охват учащихся горячим питанием в школьной столовой. Программа «Лицей – территория здоровья»   направлена на пропаганду и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Эта программа представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся лицея.  Здоровьесберегающая деятельность нашего лицея включает систематическое проведение следующих мероприятий, способствующих сохранению психического и физического здоровья детей:
- Диспансеризация в начале учебного года;
- Дни  Здоровья;
- Спортивные школьные праздники ;
- Активное участие в районных спортивных соревнованиях;
- Беседы о здоровье с учащимися;
- Беседы о здоровье с родителями, в том числе выступления специалистов;
- Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».
- Прогулки, подвижные игры.
-Уроки культуры здоровья.

Проектная деятельность занимает особое место в моей системе работы; использую с целью выхода за рамки предметного содержания, перехода на уровень социально-значимых результатов. Моя цель – помочь включить ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и творческие способности в ходе основного обучения и во внеклассной деятельности. Больше всего моим ребятам нравятся творческие как коллективные,  так и индивидуальные проекты.    Были созданы проекты: «Труд - главный воспитатель»,  «Берегите степную природу!»,  «Ландшафтный дизайн территории школьного двора», «Твори добро», «Успешный ученик»,  «Семья как ячейка общества» и др.

Информационные технологии, использую с целью реализации новой эффективной модели преподавания учебных дисциплин и обеспечения личностного развития ребенка за счет уменьшения репродуктивной деятельности и более эффективного использования учебного времени. В процессе использования ИКТ создаю свою копилку ЦОР: авторские презентации, программные продукты, позволяющие отработать определенные навыки.
Образовательная среда может выступать в качестве средства "в   руках" педагога, когда он  целенаправленно  выстраивает  образовательную   среду, необходимую, по его мнению,  для   решения   тех   или   иных педагогических задач. Но образовательная среда может служить и  собственным, субъективным средством развития учащегося, субъективным  в  том  смысле,  что учащийся сам выбирает  или  выстраивает  для  себя  образовательную  среду, соответствующую его интересам. Преподаваемые мною предметы содержат в себе мощный гуманитарный потенциал, воздействуя на характер мышления, помогают ориентироваться в шкале жизненных ценностей, способствуя, в конечном счете, выработке активной жизненной позиции и адекватного отношения к окружающему миру. Главный результат моей работы – активная социальная позиция моих учеников. Моя педагогическая мечта – успешность каждого ребёнка в учебной деятельности и в жизни.

Список использованных источников
  1. 1.Концептуальные положения системы Л. В. Занкова с точки зрения современной педагогики. – http://zankov.com/konseption.htm
  2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  3. 3.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  4. .Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка. Избранные психологи- ческие исследования. М., 1956.
  5. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991а.
  6. . Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: ЦФКЛ РАО, 1997.
Вид представления доклада  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.