Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Виды образовательных сайтов Воронежской области

Воронежский государственный педагогический университет

Виды образовательных сайтов Воронежской области

Малева Э.В.

Воронежский государственный педагогический университет

работа выполнена под руководством доцента кафедры информатики и методики преподавания математики ВГПУ Кубрякова Евгения Анатольевича

 

Образовательные сайты в сети Интернет — относительно новые средства как для учителя, так и для ученика. И в связи с бурным развитием информационных технологий роль таких сайтов в образовании возрастает.

Если рассматривать педагогический аспект в сайте учебного заведения, то для учителей сайт - это площадка для обмена опытом, общение с коллегами из других городов и даже стран, участие в образовательных программах и возможность узнавать последние веяния и тренды образования.

Для потенциальных учеников и их родителей сайт - это прежде всего информационный ресурс. Так, заинтересованные лица могут узнавать об образовательной, культурно-досуговой деятельности, проводимых мероприятиях и достижениях.

Кроме того, сайт используется и внутри образовательного учреждения. Ученики и учителя могут следить за новостями организации, предстоящими мероприятиями, быть информированными об успеваемости. Есть возможность размещения учебных и дидактических материалов, электронных олимпиад и конкурсов. Появляется возможность непрерывного образования: если вдруг учитель или ученик пропустил очный урок — есть возможность изучить материал или выложить выполненное задание в сети.

От содержания, организационной структуры, визуального оформления и функционирования образовательного сайта зависит целостность восприятия, понимания и уровень вовлеченности обучающегося в образовательный процесс.

Можно выделить несколько основных типов образовательных сайтов: сайт школы, сайт вуза и сайт учителя. Именно эти сайты участвуют и помогают в учебном процессе, прямо или косвенно.

Как известно, сайт учреждения может быть типового шаблонного решения либо же индивидуально разработанным проектом. Но вне зависимости от визуального оформления, структура и основныеразделы должны присутствовать на каждом образовательном сайте.

В Приказе от 29 мая 2014 г. N 785 [1] описаны основные требования к официальному сайту образовательного учреждения: "… 2. Для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел "Сведения об образовательной организации" (далее - специальный раздел). Информация в специальном разделе должна быть представлена в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела.

Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы Сайта, а также из основного навигационного меню Сайта...

Структура официальных сайтов вузов и школ должны соответствовать содержанию данного приказа".

Можно выделить следующие составляющие образовательных сайтов:

 

1.     Содержание — единство всех элементов информации и их связей;

2.     Дизайн — организация графических компонентов с целью достижения эстетического и функционального удобства пользования;

3.     Техническая реализация — выбор необходимых компонентов и систем управления, интегрирование технологий для правильного отображения информации и своевременной динамики информации.

4.     Наполнение контентом — текстовая и графическая информация, актуальные данные об успеваемости, своевременные анонсы мероприятий и конкурсов являются залогом успешного проекта.

Рассмотрим более подробно каждый тип. За основу возьмем сайты воронежских учреждений.

 

Примеры официальных сайтов воронежских школ:

 

Рис. 1 Главная страница сайта

МБОУ СОШ №4

 

Рис. 2 Главная страница сайта МБОУ гимназии

им. Академика Н.Г. Басова

 

Рис. 3 Главная страница сайта МБОУ Лицея №3

 

 

Официальные сайты высших учебных заведений Воронежа:

 

 

Рис. 4 Главная страница сайта ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт искусств»

 

Рис. 5 Главная страница сайта ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»

 

Рис. 6 Главная страница сайта ФГБОУ ВО «Воронежский

Государственный Педагогический университет»

 

 

Сайт учителя – отдельная ячейка информационного образования. Благодаря таким сайтам, ученики всегда могу оставаться на связи с учителем, узнавать домашнее задание, изучать дополнительный материал. Кроме того, это неоспоримый плюс для детей с ограниченными возможностями, у которых нет возможности посещать учебное заведение очно, но есть желание учиться.

 

Для примера:

 

 

Рис. 7 Главная страница сайта nachalka.ucoz.com

Рис. 8 Главная страница сайта mygeograph.ru


 

 

Рис. 9 Главная страница сайта sofiadrobotova.ru

 

Как можно увидеть на приведенных выше примерах, сайты образовательных учреждений по оформлению могут совершенно разными – от простого шаблона до индивидуальной разработки веб-студии или самого учреждения.

От дизайна во многом зависит восприятие пользователя. И если сайт школ и учителей больше направлены на информационную базу, то сайты вузов тяготеют к акценту на красивый и удобный интерфейс. Это можно объяснить тем, что школу или учителя, чаще всего, мы не выбираем. А вот вуз и абитуриент, и его родители тщательно исследуют и изучают.

Контентное наполнения и функционал всех вариаций сайтов схоже, что обусловлено регламентами и критериями [2].

На данный момент ситуация со многими образовательными сайтами складывается следующим образом. От учреждения требуют наличие сайта, и ресурс создается исключительно для отчетности или проверок. Но мало кто задумывается над тем, что сайт образовательного заведения должен быть удобным и полезным. Грамотной продуманный и исполненный сайт может значительно облегчить образовательный процесс и решить некоторые проблемы в образовательной системе.

Проведя анализ образовательных сайтов Воронежской области по всем выделенным в работе категориям (сайт вуза, сайт школы, персональный сайт учителя) можно прийти к следующим выводам:

1. Наиболее структурированным является раздел «Сведения об образовательной организации» для сайтов вузов и школ, т.к. его содержание строго регламентирован соответствующим нормативным документом [1]. Информация в остальных разделах содержится весьма хаотично.

2. Крайне желательно выработать единые требования не только к содержательной части сайта, но и к его навигации. В частности включить обязательным атрибутом наличие строки поиска по сайту, наличие многоуровневого меню в верхней или левой части макета сайта, наличие хлебных крошек для упрощения навигации.

3. Шире использовать возможности графического оформления сайтов выбирая различные оттенки одной цветовой схемы для разных разделов сайта. Данное обстоятельство будет позволять пользователю сразу же понимать, в какой части сайта он находится.

4. Необходимо следить за контентным наполнением сайта. Важно, чтобы информация обновлялась и выкладывалась заблаговременно.

 

Список литературы

 

1.     Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации. - Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 02.02.2016)

2.     Общероссийский рейтинг школьных сайтов: Критерии [сайт]. - URL: http://rating-web.ru/kriterii/ (дата обращения: 04.10.2017)

Список использованных источников
  1. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации. - 29 мая 2014 г. - N 785.
  2. Общероссийский рейтинг школьных сайтов. - http://rating-web.ru/kriterii/
Вид представления доклада  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.