Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Выбор инструментов визуализации для систем дистанционного обучения

Авторы: Барышева Александра Дмитриевна 1, Храмова Марина Викторовна 2, Кандидат педагогических наук
1 МАОУ "Физико-технический лицей №1", 2 ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
В статье рассмотрены программы и веб-инструменты для различных технологий визуализации, которые могут помочь педагогу при подаче нового материала. Внимание уделено «образовательной инфографике», а также анализу и сравнению различных интернет-сервисов для ее создания с целью дальнейшего использования в системе дистанционного обучения.

Современный учитель вынужден постоянно создавать и совершенствовать, вносить изменения в информационно-образовательную среду, которая является неотъемлемой частью современного процесса обучения. Создавая электронные образовательные ресурсы, разрабатывая материалы для дистанционного обучения, делая процесс образования открытым – он вынужден искать пути улучшения при подаче нового материала.

Одним из методов, позволяющим работать с возрастающим потоком учебной и научной информации, а также реализовывать приемы совместной деятельности обучающихся, является прием визуализации информации или знаний [1-2].

Существует множество технологий визуализации. Выделим наиболее популярные информационные технологии визуализации информации, к которым относится: скрайбинг, лента времени, ментальные карты, облако слов, инфографика.

Для этого в системах дистанционного обучения необходимо создавать богатый иллюстративный материал [3]. Иллюстрации, видеоматериал могут полностью повторять конспект преподавателя, содержать только главные моменты, но любой визуальный материал, воспринимается лучше, чем словесный.

Одним из методов визуализации информации является инфографика. Сегодня все чаще используется понятие «образовательная инфографика» [4]. Образовательная инфографика – тип инфографики, призванный помочь в усвоении и систематизации большого объёма информации по определённым предметам и областям знаний. Это возможность дать учащимся живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений [5].

В настоящий момент существуют различные сервисы, программы для ее создания, как платные, так и бесплатные. Существует огромное количество бесплатных сервисов для создания инфографики, но нет их подробного обзора [6].

К наиболее популярным относятся:

Canva (https://www.canva.com/) – это онлайн-сервис, который позволяет любому человеку заниматься веб-дизайном. Вы можете стать дизайнером без специальной подготовки, дорогого ПО и оборудования. Разработчики сервиса Canva поставили цель сделать веб-дизайн доступным каждому человеку. Используя данный инструмент, вы можете воплощать идеи в графический контент, даже если совсем не умеете рисовать. Вы можете пользоваться Canva бесплатно. Однако некоторые изображения доступны только после оплаты.

Пользователям Canva доступны десятки шаблонов, бесплатных изображений, коллекций иконок, шрифтов, фонов, цветов. Также вы можете начать с чистого листа, создавая собственные шаблоны.

Большим преимуществом данного сервиса является русскоязычный интерфейс, а так же возможность использовать его на некоторых платформах смартфонов и планшетов.

Piktochart (http://piktochart.com/) -инструмент бесплатного создания инфографики и схем для презентаций на основе введенных данных. У него есть собственный редактор схем и цветовой палитры, набор шрифтов и возможность загрузки фонов, форм и картинок.

Шаблоны для подготовки инфографики оснащены схематической сеткой для того, чтобы редактирование и размещение элементов было пропорциональным.

Infogr.am (https://infogr.am/) -бесплатный инструмент для создания схем, графиков и карт с возможностью загрузки видео и фото для создания интерактивной инфографики.

Все данные для готовой инфографики вносятся в таблицу, напоминающую собой Excel. Их можно редактировать в любой момент, а встроенный генератор автоматически обновит готовую инфографику. После завершения всех правок результат можно опубликовать на сайте Infogram, встроить код инфографики в свой сайт или блог, а также поделиться ссылкой с друзьями при помощи социальных сетей.

Easel.ly (http://www.easel.ly) -бесплатные шаблоны для создания инфографики. Все структурные элементы можно настроить и отредактировать. В сервисе есть также библиотека готовых форм, стрелок, указателей и линий для создания блок-схем, подборка настраиваемых цветовых палитр и шрифтов. Можно добавлять и собственную графику для оформления.

Исследовав описанные интернет сервисы, мы сравнили их по определенным критериям, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Достоинства и недостатки сервисов по созданию инфографики.

Сервис


Критерий

Canva.com

Piktochart

Infogr.am

Easel.ly

Есть ли русскоязычная версия

да

нет

нет

да

Бесплатно ли

Да, но с ограничениями

Да, но с ограничениями

Да, но с ограничениями

Да, но с ограничениями

Платные возможности

$12,95 в месяц

 

$15 в месяц

$15 в месяц

$3 в месяц

Есть ли мобильное приложение

да

нет

нет

нет

Форматы итоговых изображений

.jpg и pdf

.png, .jpg и pdf

.jpg и pdf

.png, .jpg и pdf

Возможность сохранения на компьютер

да

да

нет

да

Возможность загрузки своих изображений

да

да

да

да

Клиент или браузер

Internet Explorer 6 иливыше, Firefox browser 3.6 иливыше, Chrome, Safari 5.0 иливышеилиOpera (Windows), ЯндексБраузер.

Internet Explorer 6 иливыше, Firefox browser 3.6 иливыше, Chrome, Safari 5.0 иливышеилиOpera (Windows), ЯндексБраузер.

Internet Explorer 6 иливыше, Firefox browser 3.6 иливыше, Chrome, Safari 5.0 иливышеилиOpera (Windows), ЯндексБраузер.

Internet Explorer 6 иливыше, Firefox browser 3.6 иливыше, Chrome, Safari 5.0 иливышеилиOpera (Windows), ЯндексБраузер.

Дополнительно

Очень большие функциональные возможности по сравнению со всеми другими сервисами

 

Есть приложение для платформы iOS, с помощью которых можно работать не используя Интернет

Возможность загрузки видеофайлов со сторонних сайтов

Имеются всплывающие окна-подсказки

 

Ответы на наиболее популярные вопросы об использовании ресурса можно найти в блоге

Все диаграммы можно заполнять в режиме онлайн

 

Использование интернет-сервисов по созданию инфографики, можно применять не только во время учебного процесса в классе, но и для выполнения самостоятельной работы обучающихся дома. Для выполнения такого рода заданий обучаемому придется самостоятельно найти необходимый материал, осмыслить его, выделить главное и второстепенное, переработать или написать краткий текст, подобрать готовые иллюстрации или самостоятельно создать их и в итоге создать инфографику [7].

На сегодняшний день развитие визуального мышления является популярной темой для многих исследований. Но пока что, сведения по этой теме настолько хаотичны, что нам необходимо учить как студентов, так и преподавателей правильному созданию визуальных образов.

Список использованных источников
  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.
  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
  3. Чванова М.С. и др. Модернизация технологий дистанционного обучения наукоемких специальностей: монография/ М.С. Чванова, М.В. Храмова; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. Гос. ун-т им.Г.Р. Державина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. им.Г.Р. Державина, 2012. 327 с.
  4. Барышева А.Д. Использование инфографики как образовательной технологии на уроках информатики / В сборнике: Информационные технологии в образовании Саратовский государственный университет. 2016. С. 17-21.
  5. Барышева А.Д., Храмова М.В. Образовательная технология инфографика при реализации ФГОС ООО на уроках информатики. Перспективы развития математического образования в Твери и Тверской области: сб. науч. тр. научно-практ. конф. (18 февраля 2017 г., г. Тверь). / в 2 ч. Ч.2 – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. – с. 6 – 11.
  6. Степанова О. Н. Инфографика как инструмент визуализации // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2016. №2. С.72-78.
  7. Лапшева Е.Е., Храмова М. В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно – коммуникационных технологий //Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  дистанционное обучение, визуализация информации, технологии визуализации, инфографика, образовательная инфографика

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.