Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Анализ ресурсов для обучения web-программированию, разработанных на основе дистанционных образовательных технологий

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Статья посвящена теме получения дополнительного образования в сфере web-программирования. В работе рассматриваются различные сервисы, в том числе массовые открытые онлайн-курсы (МООК) по теме и их основные отличия в подходе к обучению web-программированию.

Изучение web-программирования, по-нашему мнению, является одной из популярных тем в области обучения программирования вообще. Современный бизнес быстро реагирует на изменения в обществе. Телевидение теряет популярность и доверие граждан по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Интернет-ресурсы и социальные сети, напротив, становятся более значимым источником информации, и вышли на первое место по популярности среди граждан до 34 лет [1]. Можно отметить, что даже маркетологи все чаще отдают предпочтение рекламе в сети интернет, нежели, чем на ТВ. Некоторые компании зарождаются, развиваются и ведут свой бизнес полностью в сети. Таким образом, навыки web-программирования становятся актуальными и востребованными.

Данная ситуация «подстегивает» интерес к этой области программирования студентов и школьников, которые хотят видеть реальные навыки применения своих знаний в области алгоритмизации и программирования «здесь и сейчас». Именно программирование web-ориентированных приложений позволяет реализовать именно эту потребность. 

Однако в школьном курсе информатики при изучении программирования акценты расставляются на языки, при помощи которых решаются задачи ЕГЭ. Следовательно, потребность учащихся в данном виде знаний (в области веб-программирования) может быть реализована только на факультативах, кружках (в школе), в организациях дополнительного образования, либо путем самообучения на основе дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями (далее – ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [2-3].

На современном, седьмом этапе [4-5], эволюция технологий изменила как методики обучения, так и содержание образования. Активное использование ресурсов веб 2.0, изменение технологий общения в сети, их ориентация на социальные потребности людей, использование их для обеспечения профессионально-ориентированного диалога в мировом информационном пространстве, «размыла» границы форм обучения (очной, заочной, дистанционной). Тенденция их взаимопроникновения привела к активному использованию смешанного обучения и массовых открытых онлайн курсов (МООК). Основным достоинством МООК является возможность дополнения традиционных материалам учебного курса использовать интерактивные форумы пользователей, помогающие создавать и поддерживать сообщества преподавателей и студентов.

На сегодняшний день существует несколько известных платформ МООК:

-       Коммерческий сервис Coursera количество пользователей которого превышает 23 млн. человек. На данном сервисе можно пройти онлайн-курсы по физике, инженерным дисциплинам, гуманитарным наукам и искусству, медицине и биологии, математике и информатике, экономике и бизнесу [6].

-       Некоммерческий сервис Академия Хана. Количество пользователей этого сервиса составляет более 15 млн. человек. Целью академии является предоставление высококачественного образования каждому. Сайт данной академии позволяет получить доступ к лекциям по математике, истории, здравоохранению и медицине, финансам, физике, химии, биологии, астрономии, экономике, космологии, органической химии, основам американской гражданственности, истории искусства, макро- и микроэкономике, компьютерным наукам. Данный сервис поддерживается исключительно при помощи пожертвований [7].

-       Коммерческий сервис Udacity, число пользователей которого более 4 млн. человек. Данный сервис возник в результате расширения программы по информатике Стэндфордского университета.  Курсы представляют собой видео лекции с последующими домашними работами, которые основаны на модели «учиться на практике» [8].

На сервисе Coursera существует курс «Основы HTMLи CSS». Авторами курса являются практикующие специалисты из Яндекса. Программа рассчитана на 5 недель, 3-4 часа в неделю. В течение первых двух недель изучаются основы HTML. На третьей неделе изучаются основы CSS. На четвертой неделе учащиеся смогут ознакомиться со шрифтами и работой с текстом. И заключительная пятая неделя посвящена анимации в CSS. По завершению каждой недели необходимо выполнить домашнее задание [9].

На сервисе Geekbrainsпредставлено множество курсов, которые связаны с web-программированием. Например, курс «Основы создания сайтов» построен на принципе обучения через практику: студенты создают свой сайт интернет-магазина и в течение всей работы над проектом изучают свойства и возможности применения HTMLи CSS. Завершив данный курс, каждый учащийся создаст готовый первый кейс для будущего портфолио [10].

Также существует курс «Современные средства web-разработки», который представляет собой базовый фундамент, который служит основой для создания современных веб-сайтов. Изучаемая на данном курсе технология программирования позволяет заложить долгосрочную основу и закрепиться в данной области на рынке труда [11].

На сервисе MicrosoftVirtualAcademyсуществует курс «Основы разработки сайтов и веб-приложений».Этот курс предназначен для начинающих программистов и дает полный обзор технологий web-программирования. Такой подход позволяет учащимся самостоятельно углубляться только в те темы, которые они считают интересными и полезными для себя [12].

На сайте it.mail.ru собрано множество онлайн-лекций от профессионалов Mail.ruи ведущих разработчиков. Однако не предусмотрено никаких практических заданий [13].

Таблица 1

Популярные сервисы,  предоставляющие онлайн-курсы по изучению web-программирования

Название Стоимость Продолжительность Практические задания Сертификат

Coursera

«Основы HTMLи CSS»

 

5 недель обучения

3-4 часа в неделю

Практические задания по каждой теме Сертификат об окончании обучения

Geekbrains

«Основы создания сайтов»

11 370 ₽

1 месяц

8 уроков

Студенты создают сайт интернет-магазина и в течение все работы над проектом изучают свойства и возможности применения HTML/CSS. Сертификат об окончании 

Geekbrains

«Современные средства web-разработки»

12 370₽

1 месяц

8 уроков

Практические задания по темам. Сертификат об окончании обучения

MicrosoftVirtualAcademy

«Основы разработки сайтов и веб-приложений»

Бесплатно

2 часа

За исключением времени на  лабораторные работы, проверку знаний.

Практические задания по модулям. Нет

Помимо массовых открытых онлайн-курсов существует множество видео-уроков на популярном сервисе YouTube, благодаря которым люди разных возрастов, профессий и уровней образования могут получить дополнительные знания в той или иной сфере. Этот сервис уже перестали воспринимать, прежде всего, как источник видео о повседневной жизни блогеров и коллекцию видеоклипов. На категорию Educationна сегодняшний день подписано более 10 миллионов человек [14]. Однако многие из представителей «онлайн-преподавателей» считают, что очное обучение намного продуктивнее дистанционного, но такие площадки как YouTubeдают хорошие возможности для масштабирования. Также стоит отметить, что подростки и дети испытывают удовольствие при просмотре видео роликов на данном сервисе. Так как YouTube для просмотра развлекательного контента используют 55% представителей «поколения Z» [15].

 

Таким образом, при выборе ресурсов для дополнительного образования в области web-программирования можно опираться как на субъективные факторы: индивидуальные предпочтения обучаемых в силу возраста, образовательного и жизненного опыта, так и объективные, которые определяются ценой, продолжительностью, наличию практических заданий, выдачей сертификатов по окончании обучения.

Список использованных источников
  1. Издательский дом Коммерсант. Интернет выходит в топ. https://www.kommersant.ru/doc/3288653
  2. Об использовании дистанционных образовательных технологий: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. № 137 // Российская газета. – 2005. №3848 (0). – С.1
  3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. – 2012. №5976 (303). – С.1
  4. Храмова М.В. Основные этапы и тенденции формирования системы открытого образования подготовки специалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 4 (108). С. 118-130.
  5. Чванова М.С., Храмова М.В. Модернизация технологий дистанционного обучения наукоемких специальностей. Тамбов, 2012.
  6. Coursera. Режим доступа: https://about.coursera.org/
  7. Академия Хана. https://www.khanacademy.org/
  8. Udacity. Режим доступа: https://www.udacity.com/
  9. Coursera. Курс «Основы HTMLи CSS». Режим доступа: https://ru.coursera.org/learn/html-css
  10. Geekbrains. Курс «Основы создания сайтов». Режим доступа: https://geekbrains.ru/courses/3
  11. Geekbrains. Курс «Современные средства web-разработки». Режим доступа: https://geekbrains.ru/courses/9
  12. Microsoft Virtual Academy. Курс «Основы разработки сайтов и веб-приложений». Режим доступа: https://mva.microsoft.com/ru/training-courses/--8723
  13. Онлайн лекции от ведущих IT-разработчиков Mail.ruGroup. Режим доступа: https://it.mail.ru/promo/online-learning/
  14. YouTube, канал «Образование». Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UC3yA8nDwraeOfnYfBWun83g
  15. Википедия. Поколение Z. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Поколение_Z
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Web-программирование, онлайн-курсы, МООК, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, дополнительное образование.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.