Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




Квест для первокурсников как инструмент педагогической и психологической адаптации студентов

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
В статье приводится опыт проведения образовательных квестов первокурсника на факультете компьютерных наук и информционных технологий СГУ, приводятся примеры задач, статистика участия.
В статье приводится опыт проведения образовательных квестов первокурсника на факультете компьютерных наук и информционных технологий СГУ, приводятся примеры задач, статистика участия.

Студенты первого курса сталкиваются со многими проблемами, обусловленными сложностью адаптации к условиям вузовской среды. Процесс привыкания к новому формату обучения, к новым правилам, к новым людям, длителен и трудоёмок. Соответственно, для любого учебного заведения при работе с первокурсниками актуальным является вовлечение вновь прибывших студентов в учебную и внеучебную деятельность,  повышение интереса к изучаемым наукам.

Для реализации данной задачи студенческим советом факультета компьютерных наук и информационных технологий СГУ на протяжении последних двух лет проводятся квесты для первокурсников. Квест – это определенный формат мероприятия, участники которого, работая в команде, достигают определённой поставленной цели. Это может быть нахождение требуемого предмета, ответа на вопрос, выхода из комнаты или даже небольшое путешествие. Сложность состоит в том, что участникам для достижения цели необходимо решить нестандартные задачи и головоломки, как подвижные, так и статические.

Несмотря на то, что квесты проводились пока дважды, в сентябре-октябре 2015 и 2016 года, студсовет факультета считает их уже традиционным проектом.[1] К участию привлекаются все желающие первокурсники. Основной целью организации и реализации квестов  является повышение интереса студентов к изучаемым на факультете наукам и адаптация первокурсников к студенческой жизни. Особенность проведения квестов –  сочетание командной игры и решения сложных логических задач. В основу задач ложится теория и практическая составляющая изучаемых предметов, например, математической логики или программирования. Ребята могут на практике применить имеющиеся знания, узнать и заинтересоваться чем-то новым.

В 2015 году количество первокурсников, принявших участие в квесте, составило 51 человек, что составляет 34,5% от общего числа студентов первого курса (показано на Рисунке 1).[2] В 2016 году в квесте участвовало уже 63 человека или 41% первокурсников (Рисунок 2). Увеличение числа участников вызвано растущим интересом к мероприятию, многочисленными положительными отзывами прошлогоднего квеста и повышением качества его проведения.

Рисунок 1 – процентное количество участников в 2015 году. Рисунок 2 – процентное количество участников в 2016 году.

Кроме вышеперечисленного, изменилась и методика проведения квеста, повысился уровень его технической оснащенности. Квест 2016 года имел тематику популярной компьютерной игры «Portal». Стены родного факультета стали для участников компьютерными лабораториями, в которых им пришлось выполнять ряд «тестирований», а входить в эти секретные лаборатории им предстояло через портал. Единственным помощником и координатором для команд являлся робот на специально созданном сайте. Он направлял студентов в нужную аудиторию, а также сообщал о истечении времени выполнения задания. За всеми командами удаленно следили организаторы. Для этого использовалась программа, поддерживающая видео-звонки, с помощью которой организаторы направляли первокурсников на последующие испытания и следили за выполнением правил. Командам предстояло не только проявить смекалку, но и стать одной слаженной командой для успешного прохождения испытаний. Для студентов было подготовлено более 10 различных заданий. Особую симпатию завоевали наиболее сложные из них:

  1. Гигантский пазл. Из 7 различных деталей команде в абсолютной тишине нужно было сложить квадрат размеров 1,5x1,5 метра за определенный лимит времени.
  2. Замыкание цепи. В пустой аудитории команде необходимо было найти 12 кнопок разбросанных по аудитории и одновременно зажать их. Только в этом случае загоралась сигнальная лампа, что соответствовало успешно выполненному заданию.
  3. Нахождение правильной комбинации положения тумблеров. В этом задании команда получала только ящик с 12 тумблерами, логическую схему и задачу: найти такое положение тумблеров, чтобы зажглась зеленая лампочка. Найти это положение простым перебором не представлялось возможным, так как это 312 степени вариантов, а у команды было ограничено время. Единственный правильный вариант решения – разобраться в схеме и найти ответ. Эта схема представлена на Рисунке 3.

Рисунок 3 – логическая схема для задания «Нахождение положения тумблеров»

Со всеми восемью заданиями справилось 25% команд от их общего числа, с шестью и более заданиями заданий справилось 50%, остальные команды справились с пятью заданиями. Результаты приведены на Рисунке 4.

Рисунок 4 – результаты квеста.

По завершении квеста командам были вручены подготовленные организаторами призы. По результатам проведенного после мероприятия опроса, 70% участников остались довольны, 21% - частично довольны, 9% - ожидали большего. Результаты приведены на Рисунок 5.

Рисунок 5 – результаты опроса.

Можно констатировать, что проведенное мероприятие позволило обеспечить реализацию поставленной цели. Студенты первого курса больше узнали о факультете, о выбранной профессиональной деятельности, а также лучше узнали друг друга, сдружились, да и просто хорошо провели время.  После завершения квеста первокурсники с уверенностью отмечали, что учиться не только сложно, но и интересно. Таким образом, проведение подобных квестов способствует как педагогической, так и социально-психологической адаптации студентов.

Список использованных источников
  1. 1. С. Ю. Желтов, М. С. Портенко. Об опыте организации квестов на факультете компьютерных наук и информационных технологий СГУ// Информационные технологии в образовании: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции Саратовский государственный университет. 2016 с.55-57.
  2. 2. С. Ю. Желтов, М. С. Портенко. Квест как форма организации обучения// Информационные технологии в образовании: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции Саратовский государственный университет. 2015 с.220-222.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Образовательный квест, логические задачи, программирование


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.