Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов

Методика обучения безработных граждан на курсах повышения квалификации

Авторы: Кузнецова Светлана Владимировна 1, Векслер Виталий Абрамович 2, кандидат педагогических наук, доцент
1 Поволжский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», 2 ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"
Развитие образования взрослых в России обусловливает пристальное внимание исследователей в этой области педагогического знания к проблеме методов обучения. Как известно, содержание образования взрослого населения пополняется, а его источником становится постоянно развивающийся социальный опыт.

Кузнецова С.В.

Магистр Саратовского государственного университета

Векслер В.А.

к.п.н., доцент,

Саратовского государственного университета

 

Методика обучения безработных граждан на курсах повышения квалификации

 

Развитие образования взрослых в России обусловливает пристальное внимание исследователей в этой области педагогического знания к проблеме методов обучения. Как известно, содержание образования взрослого населения пополняется, а его источником становится постоянно развивающийся социальный опыт.

 Выбор метода идет от содержания образования, определяется стратегией обучения, а так же типом взаимодействия педагога и аудитории. 

Как правило, взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.

Обучение строитсяна основе образовательных потребностей взрослых ­­

- потребностей в овладении знаниями, умениями и навыками,  предусматриваемыми прогностической моделью компетентности, которая необходима для овладения обучающимися для решения своих жизненно важных проблем.

Наиболееактуальным примером обучения взрослых является профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. Оно может быть как самостоятельным курсом, так и одним из разделов учебного плана при профессиональной подготовке, переподготовке, обучении вторым профессиям, повышении квалификации.

При обучении взрослых часто используется ̶ андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой обучающийся несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за оценку результатов. Обучающиеся выступает в качестве основной «движущей силы» обучения,  а  преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые формы, методы и возможности.

Андрагогическая модель обучения основана на следующих основных принципах андрологии (Андрагогика - этоотрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни).

1.     Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность  является основным видом учебной работы взрослых обучающихся.

2.     Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает совместную работу обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию реализации и оцениванию процесса обучения.

3.     Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.

4.     Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения при этом  учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические и  когнитивные особенности обучающегося.

5.     Системность обучения.  Предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания его результатов.

6.     Контекстность обучения. С этим принципом обучение, с одной стороны преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов.

7.     Принцип актуализации результатов обучения, который предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков.

8.     Принцип элективности обучения, суть которого в  предоставлении обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

9.     Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной степени обучения.

10.           Принцип осознанности обучения. Обучающийся и обучающий осознают и осмысливают все   действия по организации процесса обучения.

         Андрагогические  принципы при обучении и повышении квалификации безработных граждан можно применять лишь в том случае, когда  обучающийся,  независимо  от своего   возраста, способен  на  ответственное  отношение  к  обучению,  к  процессу его  организации  и предполагаемых  результатам. При андрагогическом методе слушатель должен осознанно взять  на  себя  часть ответственности обучения.
         В первую очередь  следует  учитывать, наличие практических навыков и умений в той  или  иной  сфере  деятельности. Если обучение человека происходит  в  профессиональной  сфере,  то  наличие  практических навыков и умений может служить:
   1) базой для дальнейшего обучения данного индивида;
   2) источником обучения его коллег;
   3) объектом систематизации  и  теоретического  обоснования  для  придания  более  четкой  и  стройной  системы  подготовки   в   данной   области деятельности.
         Следовательно, здесь важно принимать во внимание  наличие  определенной  предварительной подготовки в данной профессиональной сфере деятельности. Если  же  эта  сфера  деятельности совпадает с областью подготовки, в ход которой индивид приобретает новые  знания, умения и овладевает соответствующими компетенциями, то   чем  выше  уровень  его   компетентности,  тем более необходимо использование технологии обучения  взрослых.

Организация процесса обучения на андрагогических  принципах  и  с  использованием технологии  обучения  взрослых  способствует главному  вовлечению  самого обучающегося организацию процесса своего обучения. 

Самыми  важными  с  нашей  точки  зрения,  моментами  технологии обучения   взрослых  являются: 

а) вовлеченность  слушателя в  реальную  деятельность  по  планированию,  реализации,  оцениванию  и  коррекции  процесса  обучения;

б)  приоритет  их самостоятельной  деятельности;

в)  учет  их  конкретных  жизненных  обстоятельств,  проблем и целей;

г) определенная свобода  в выборе  параметров обучения; 

д) совместная с обучающим и другими обучающимися деятельность по 

организации обучения.

Все  эти  факторы  приводят  к  тому,  что  обучающийся  чувствует  себя  в  процессе  обучения самостоятельной, самоуправляемой, само реализующейся  личностью.   Для   обучающихся  по  технологии  обучения  взрослых   это не подавление личностных начал, как это  чаще  всего  бывает  в  школе,  а  их  самоутверждение,  обретение  уверенности  в  своих  возможностях,  способностях,  силах.  Технология  обучения  взрослых  нацелена на развитие творческих начал, она способствует выработке этих начал,  их  утверждению, и  проявлению, и не только в процессе обучения, но 

 их в других сферах жизни.  Определяемое  технологией  обучения  взрослых участие их совместной деятельности  с  обучающим  и  другими  обучающимися, решение  совместных задач,  атмосфера  взаимопомощи способствуютсоциализации обучающегося, развитию навыков коллективной  работы,  вырабатыванию  умения  сочетать  личную  ответственность  с  общественными  интересами. 

Кроме этого,  обязательная  при  обучении  взрослых  атмосфера  взаимного  уважения,  терпимости,  уважения  жизненных  позиций   всех участников  процесса  обучения  неизбежно  приводит  к   совершенствованию гуманистических,ценностных ориентаций обучающихся. Примечательно, что применение технологии обучения взрослых благотворно влияет и на развитие обучающего, что редко случается при обучении невзрослых.

Опираясь на выше приведенные этапы, используемые при андрагогической модели обучения безработных граждан и незанятого населения, можно говорить о значительном повышении результативности обучения.

Список использованных источников
  1. Александрова Н.А. Об использовании технологических средств и информационно-коммуникационных технологий в инклюзивном обучении студентов/Н.А. Александрова, Е.А. Гаврилова//В сборнике: Информационные технологии в образовании Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 2014. С. 61-63.
  2. Векслер В. А. Содержание и организация обучения взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования: региональный аспект: Дис. … канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2009. 197 с
  3. Векслер, В. А. Сущность непрерывного образования в контексте профессиональной подготовки специалистов//Среднее профессиональное образование. -2008. -№3. -С. 72-76.
  4. Козихина М.Н. Дидактические условия реализации концентрированного обучения в системе повышения квалификации: Дис. … канд. пед. наук. Казань, 2001. 162 с
  5. Т.А. Дуброва, Н.А. Дмитриевская, О.В. Шулаева Совершенствование навыков владения ИКТ в процессе повышения квалификации безработных граждан: опыт, проблемы, влияние на трудоустройство// Открытое образование № 6/2012
Вид представления доклада  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.