Поиск
по сайту:
Архив
мероприятий:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»
IX Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2017»
2-3 ноября 2017 года, г. Саратов
Пожалуйста, авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:




БИЗНЕСРЕИНЖИНИРИНГ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Автор: Раченко Татьяна Александровна, Кандидат экономических наук, Доцент
ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный университет сервиса"
На сегодняшний день для функционального анализа деятельности организации любого типа, возможно, использовать бизнес-моделирование. Бизнес-моделирование, является относительно новым направлением для России. Построение бизнес-модели, является перспективным средством отображения логики организации и может стать хорошим инструментом для анализа предметной области при обучении студентов бизнес-информат
На сегодняшний день для функционального анализа деятельности организации любого типа, возможно, использовать бизнес-моделирование. Бизнес-моделирование, является относительно новым направлением для России. Построение бизнес-модели, является перспективным средством отображения логики организации и может стать хорошим инструментом для анализа предметной области при обучении студентов бизнес-информатики. Автором публикации рассматриваются основные подходы к дефиниции понятия "бизнес-модель" и предлагается использование шаблона А. Остервальда для анализа различных видов деятельности как стандартизированного средства описания.

Процесс повышения эффективности любой деятельности не может быть бесконечным, периоды развития всегда будут сменяться периодами стагнации, соответственно необходимо научиться управлять изменениями в организации. Для подобных ситуаций, на наш взгляд, необходимо использование такого инструмента управления как бизнес-модель, позволяющий выявить проблемы и проанализировать логику осуществления организацией своей деятельности. Понятие «бизнес-модель» не устоялось в российской практике, но потенциал широк, ибо позволяет схематизировать и наглядно представить любую предметную область в необходимом для анализа срезе, не усложняя модель излишними деталями.

Рассмотрим основные подходы к определению понятия, итак бизнес-модель – это:

-        обобщенное описание деятельности компании, включающее набор действий, направленных на создание цепочки ценностей (Д. Тис);

-        архитектура, включающая продукты, услуги и информационные потоки, описывающая роли разных экономических акторов, их потенциальную выгоду и источники получения прибыли (П. Тиммерс);

-        это представление того, как компания покупает и продает товары и услуги и зарабатывает деньги (А. Остервальд);

-         и т.д.

Корректный подход предлагает Дж. Магретта, которая считает, что необходимо включать в понятие «бизнес-модель» две составляющие, одна связанная с производством, другая – с продажей. И изменение бизнес-модели может включать разработку нового продукта, изменение процесса разработки или изменение способов распространения нового продукта. Фактически автор предлагает бизнес-моделирование использовать в качестве аналитического управленческого инструмента, которая реализует все этапы научного метода от постановки гипотезы до создания новой модели и проверки ее на адекватность [2]. Это означает, что и бизнес-моделирование можно использовать в образовательной практике.

Формализованный подход предлагает А. Остервальд. Его шаблон бизнес-модели разбит на 9 структурных блоков, каждый из которых представляет собой средство или способ получения прибыли, или сущность, связанную с процессом зарабатывания денег фирмой [3]:

1. Потребительские сегменты. В этом блоке предлагается определить клиентов, которых предприятие планирует обслуживать и привлекать, и разбить их на группы – сегменты.

2. В блоке ценностных предложений необходимо описать товары и услуги, которые предприятие будет предлагать, представляющие ценность для определенного сегмента потребителей.

3.  Блок каналы сбыта описывает способ взаимодействия компании со своими клиентами – каждым из потребительских сегментов – и донесения до них созданных ценностных предложений.

4. Взаимоотношения с клиентами.В данном блоке производится описание типов отношений, которые фирма устанавливает с каждым потребительским сегментом.

5. Потоки поступления доходов. Этот блок включает в себя материальную прибыль, получаемую компанией от каждого потребительского сегмента. Сюда могут быть включены доходы от разовых сделок или регулярные доходы от долгосрочных отношений.

6. Блок ключевых ресурсов описывают наиболее важные активы, которые необходимы для того, чтобы создаваемое предприятие функционировало.

7.Ключевые виды деятельности.В данном блоке производится описание необходимых для реализации бизнес-модели компании действий.

8. Блок ключевых партнеров описывает сеть поставщиков и партнеров, позволяющих наладить функционирование бизнес-модели.

9. В блоке структура издержек описываются расходы, которые необходимы для функционирования бизнес-модели.

Работая с шаблоном можно применять бизнес модели текущего состояния компании (англ. AS-IS- как есть) и желаемого (англ. TO-BE– как должно быть). Применяя его, таким образом, можно увидеть недостатки в текущем положении, затормаживающие развитие предприятия.

В России дисциплина «Бизнесреинжиниринг» преподается в вузах, обычно, в рамках специальностей «Бизнес-информатика» и «Прикладная информатика». Специалисты в данных областях входят в руководство крупнейших предприятий. Преподавание дисциплин по указанным направлениям  характеризуются сочетанием следующих свойств: новизна и динамичность развития, прикладной характер дисциплины и междисциплинарность, что формирует особый вызов для ее преподавания в университетах [1]. Требуется привлечение различных заинтересованных сторон, гибкость в организации программы, «проактивная» роль обучающихся, интеграция теории и практики, а также практические кейсы.

Таким образом, преподавателями кафедры «Прикладная информатика в экономике» за время подготовки бакалавров по указанным направлениям выработан подход к преподаванию дисциплин в вузе, реализующий следующие принципы:

·         Обучение через действие (работа в группах, кейс-метод);

·         Развитие коммуникации через работу в командах;

·         Развитие предпринимательского мышления (задачи генерации новых идей);

·         Развитие инженерного мышления.

Приведенные принципы обширно применяются в дисциплинах, связанных с ИТ, но в части преподавания дисциплины «Бизнесреинжиниринг» такой практики крайне мало. Сложность применения такого подхода для данной дисциплины связана с необходимостью разработки сквозного кейса, который мог бы служить референсным (образцовым) материалом. Кейс, должен создаваться на примере реального проекта и использовать бизнес-модель в шаблоне А. Остервальдера, cистема сбалансированных показателей и др.

В качестве инструментария предлагается применяють два инструмента: ОРГ-Мастер – отечественная разработка компании Бизнес Инжиниринг Групп и Archi– бесплатный, свободно распространяемый инструмент [4].

Список использованных источников
  1. 3. Остервальдер А. Построение бизнес-моделей / Александр Остервальдер, Ив Пинье; пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012 – 288 с.
  2. 4. Раченко Т.А. Особенности применения информационных технологий в профессиональном образовании. ИТО-КФО-2015. - Алушта, Республика Крым : АНО "Информ. технологии в образовании, 2015. - С. 34-37.
  3. 2. Кудрявцев Д.В., Арзуманян М.Ю., Григорьев Л.Ю. Технологии бизнес-инжиниринга: учеб.пособие.- СПб., Изд-во Политехнического университета, 2014. - 427с.
  4. Joan Magretta. Why business models matter (англ.). HarvardBusinessReview (05-2002).
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  бизнес-моделирование, бизнесреинжиниринг, анализ организации, предметная область, инструменты реализации.


Чтобы оставлять комментарии необходимо пройти процедуру регистрации.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.