Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2016»
2-3 ноября 2016 года, г. Саратов

Подход к организации работы по повышению ИКТ-компетентности в учреждении дополнительного образования

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска "Центр детского технического творчества №1"
В статье раскрывается подход к организации системы по повышению информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в системе дополнительного образования на примере анализа опыта Центра детского технического творчества г. Ульяновска. Принципиальная позиция заключается в том, что необходимо не только обучать работе в определённых программах, а показывать возможности применения данных программных средств для достижения конкретных педагогических задач.

Методическая деятельность учреждения должна быть построена таким образом, чтобы способствовать реализации одного из механизмов развития дополнительного образования детей: обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик [концепция, с. 12]. Именно поэтому в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского технического творчества № 1» большое значение уделяется повышению информационно-коммуникационной компетенции педагогических работников. Это актуально с точки зрения включения организаций дополнительного образования в интенсивно развивающийся процесс информатизации общества.

Информационные технологии рассматриваются  как  основа  современной  профессиональной  подготовки  специалиста,  обосновываются  принципы проектирования, возможности использования  информационных  технологий  и сети Интернет в различных направлениях образования (гуманитарном,  техническом),  разрабатывается  принципиально новое  поколение  учебно-методического обеспечения  образовательного  процесса (электронные учебники, учебно-игровые программы,  интерактивные  игры и  занятия и др.). Подтверждение данного требования является Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, где в трудовой функции «Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы» определены необходимые умения.

Учитывая все выше перечисленные моменты в системе методической работы ЦДТТ № 1, разработана и реализуется программа «Школа передового опыта», в плане работы методических объединений отделов также большое внимание уделяется повышению компьютерной грамотности педагогов. Основная работа по повышению ИКТ-компетентности педагогических работников ведётся в рамках Школы передового опыта.

Как при разработке любой программы вначале был проведён анализ имеющейся ситуации и потребностей учреждения в развитии. Нами было определено, что практически у всех педагогических работников (на 2012 год) сформирован некоторый уровень компьютерной грамотности (умение работать в Windows, MicrosoftWord, MicrosoftPowerPointи др.). Есть небольшая категория педагогов, владение компьютером у которых очень неуверенное, на «вы», в основном это достаточно пожилые люди. Есть очень небольшая группа работников, владеющих компьютером на более продвинутом уровне – в основном это преподаватели информатики и молодые сотрудники, активно интересующиеся компьютерной техникой. Также были сделаны выводы о том, что цифровую технику и электронные ресурсы на тот момент активно используют на занятиях по информатике и на открытых мероприятиях – конкурсах, занятиях. В августе 2012 года в учреждении появилась первая интерактивная доска и наборы робототехники, что также обусловило необходимость в повышении информационно-коммуникационной компетентности педагогов, методистов и администрации. Было проанализировано обеспечение учреждения и возможности обновления техникой.

Исходя из предварительного анализа ситуации в Центре детского технического творчества № 1 были определены следующие подходы к организации работы по повышению ИКТ-компетентности:

1.     обучение работе в новых программах (SmartNotebook– приложение к интерактивной доске; редактирование изображений; монтаж простейших фильмов; создание сайтов, электронных учебников в визуальном редакторе);

2.     формирование навыков установки оборудования (проектора, экрана, компьютера, интерактивной приставки, калибровки экрана и др.);

3.     показ возможностей применения программ в конкретных примерах (расширение знаний не только о возможности программы, но и о том, где эти возможности и как можно применить);

4.     ознакомление с педагогическими технологиями применения цифровых ресурсов в образовательном процессе (то есть методология проведения занятия, мероприятия с применением компьютерных технологий);

5.     создание условий для применения информационно-коммуникационных технологий (как на занятиях, так и на специально организованных мероприятиях).

Таким образом, работа нашего учреждения была построена через создание групп по обучению работе в определенной программе, проведение мастер-классов по показу конкретных возможностей программ и технологий их применения, проведение индивидуальных консультаций-практикумов по запросам педагогических работников, конкурсов педагогического мастерства (например, номинация «Мастер-класс с применением интерактивных устройств»), семинаров и конференций по информационным технологиям (обмен опытом с другими учреждениями).

Это позволило значительно повысить уровень информационно-коммуникационной компетенции педагогических работников, и в 2015 году учреждение в качестве экспериментальной темы выбрало «Электронный учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности деятельности учреждения дополнительного образования». В рамках этого эксперимента продолжится работа по повышению компьютерной грамотности.

Из своего опыта работы мы можем сделать вывод, что для повышения информационной компетентности необходимо работать на развитие мотивации, потребности и интереса к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств; расширять знания, способы и действия, составляющие информативную основу педагогической деятельности;  формировать опыт деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов.

Наша принципиальная позиция заключается в том, что информационные технологии лишь средство педагогической деятельности. Именно поэтому в подходе к организации работы учреждения по повышению информационно-коммуникационной компетенции педагогических работников необходимо не только обучать работе в определённых программах, а показывать возможности применения данных программных средств для достижения конкретных педагогических задач. Важно показывать педагогические приёмы работы с презентациями, интерактивными устройствами, средства активизации обучающихся. В ином случае можно свернуть на путь формализма, когда технические средства обучения применяются ради их применения, без учёта необходимости.

Немаловажными условиями организации системы повышения ИКТ-компетентности являются учёт особенностей образовательной организации, оснащения компьютерами, мультимедиа и другими средствами, наличие грамотных и творчески работающих специалистов в области IT-технологий. Условие наличия креативного работника, имеющего хорошие знания и умения в различных программах, является двигателем данной системы. Именно творческий подход, особенно в условиях дополнительного образования, где нет стандартов и образцов, необходим для адаптации возможностей электронного обучения к практико-ориентированной деятельности. В этом случае применяемые электронные ресурсы будут способствовать повышению эффективности учреждения, а не использовать в дань моде.

Любая система является достаточно инертной по своей сути, поэтому важно создать условия для мотивации применения технических средств. Это может быть осуществлено через проведение конкурсов профессионального мастерства, конференций, семинаров и других мероприятий.

Подводя итоги всего выше сказанного, можно сделать вывод, что система повышения информационно-коммуникационной компетенции педагогических работников будет эффективной в том случае, если она построена на основе анализа возможностей и потребностей образовательной организации и построена на основе не только обучения работе в определённых программах, но и на изучении педагогических технологий.

Список использованных источников
  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»
  2. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N38994)
  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
  4. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 288 с.
  5. Арзуманова Наира Владимировна Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №113
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  ИКТ-компетентность, повышение квалификации

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.