Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2016»
2-3 ноября 2016 года, г. Саратов

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕДАГОГОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы: Шевченко Константин Игоревич 1, Квалификационная категория: ПЕРВАЯ, Шевченко Марина Вячеславовна 2, педагог дополнительного образования
1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Станция детского (юношеского) технического творчества "МАК", г. Таганрог, 2 СДТТ "МАК"
В тезисах раскрывается необходимость и важность применения педагогом дополнительного образования современных информационно-коммуникационных технологий на занятиях в объединениях начального технического моделирования.

В последние годы наблюдается рост авиамодельных кружков в учреждениях дополнительного образования. Авиамодельный спорт

возрождается, популяризируется, так как государству не хватает технически грамотной молодежи. Бесспорно, занятия авиамоделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству. С этой задачей вот уже 15 лет благополучно справляется Муниципальный авиамодельный клуб СДТТ «МАК» города Таганрога. Здесь работают педагоги, настоящие мастера своего дела – бывшие летчики и работники авиационного завода ТАНТК имени Г.М. Бериева. Специалисты взрастили целую плеяду блестящих спортсменов. Выпускники Станции работают на авиационных предприятиях города, обучаются в институтах и колледжах технического направления [1].

Общепринятым считается, что оптимальный возраст для занятия авиамодельным спортом начинается с 10 лет. Учащиеся к этому возрасту уже должны обладать определённым набором знанийи технических умений, некоторыми навыками работы со столярными и слесарными инструментами. Но как показывает практика, у большинства современных школьников порой совершенно не развиты эти умения и навыки. Они еще не готовы к занятию таким видом серьезного технического спорта, как авиамоделизм. Поэтому на станции «МАК» созданы объединения начального технического творчества, в которые принимают детей в возрасте 6-9 лет, в них учащиеся приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией, приобретают знания из истории авиации и самолетостроения. Учащиеся с приобретенным багажом знаний переходят в старшие спортивно-технические группы, таким образом, осуществляется преемственность в обучении: учащимся, прошедшим первоначальную подготовку в объединениях начального технического творчества адаптироваться в спортивных группах намного легче, чем их сверстникам, не прошедшим такой подготовки. Они понимают технический язык, разбираются в истории и моделях самолетов, умеют работать с некоторыми  материалами и инструментами, знают технологию изготовления некоторых деталей, узлов, агрегатов моделей самолетов. Имея сформированные навыки и полученные определенные технические знания на ранних этапах обучения, ученики могут углубиться в занятия авиамоделированием на следующем этапе обучения и прийти в технический спорт [3].

Чтобы объяснить ученикам младшего школьного возраста ту или иную тему по авиамоделированию, педагогу необходимо адаптировать сложный для понимания материал. Несомненно, в этом ему помогают современные информационно-коммуникационные технологии. Невозможно понять и запомнить технические термины, построение планера или модели самолета будь то из бумаги, картона или пенопласта без наглядного восприятия учебного материала.

Применение современных компьютерных и мультимедийных средств позволяет не только услышать, но и увидеть то, как происходит сборка, монтаж и испытания современных летательных аппаратов, познакомиться с историей самолетостроения, увидеть как проходят детские и взрослые спортивные соревнования местного, областного, регионального и международного уровня, в каких классах самолетов выступают авиамоделисты: свободнолетающие, кордовые или радиоуправляемые. У детей складывается представление о том, чем они в дальнейшем будут заниматься на более продвинутых и углубленных этапах обучения со спортивными тренерами-педагогами.

Педагог на уроках технического моделирования и конструирования может использовать различные формы ИКТ: дидактический и методический материалы, банк ссылок на ресурсы сети Интернет и др.

На станции СДТТ «МАК» источниками демонстрационных материалов служат имеющиеся коллекции цифровых материалов на компакт-дисках, мультимедийные курсы и учебники, ресурсы Интернет и собственные разработки педагогов дополнительного образования [1].

В своих презентациях педагоги используют разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, чертежей и опорных конспектов.

На компьютерах установлены программы-симуляторы, позволяющие осуществлять виртуальные тренировки полетов на любой модели самолета, оценить ее летные характеристики, выявить собственные ошибки в пилотировании. Это и увлекательная игра, и учебная тренировка, которая позволяет не только развивать навыки пилотирования, но и сохранить в будущем целостность настоящей модели самолета, которую учащийся строил не одно занятие, и которую он будет испытывать впервые в полете в реальных погодных условиях.

Станция СДТТ «МАК» имеет свой официальный сайт, на котором можно найти информацию о работе организации, но так же имеется сайт «Я – Моделист. Информационный портал для детей и их родителей», созданный педагогами дополнительного образования Шевченко М.В. и Шевченко К.И. [3].

Сайт был создан педагогами с целью объединить усилия педагогов и родителей в развитии каждого ребенка как личности в уже сложившихся детских коллективах, укрепить партнерские отношения семей воспитанников и образовательного учреждения через создание атмосферы общности интересов.

На сайте представлены мастер-классы по авиамоделированию и начальному техническому творчеству, статьи, фото- и видеоотчеты о достижениях воспитанников, участвовавших в  различных выставках, конкурсах, научных конференциях, спортивных соревнованиях. В работе портала принимают участие как сами педагоги, так и их воспитанники. Учащиеся сами создают свои блоги, делятся опытом, наблюдениями, демонстрируют свои мастер-классы [2].

Таким образом, нельзя недооценивать роль ИКТ в современном образовании детей. Применение компьютерных и мультимедийных средств разнообразит учебную деятельность, развивает у учащихся творческую инициативу, способствует повышению познавательной активности, открывает новые пути к социальному взаимодействию.

Список использованных источников
  1. 1. Станция детского (юношеского) технического творчества «МАК»: [Электронный ресурс]. Таганрог, 2014. URL: http://tagmak.ru/
  2. 2. Я моделист. Портал для детей и их родителей. [Электронный ресурс]. Таганрог, 2015. URL: http://go2fly.ru
  3. 3. Использование информационно-коммуникационных технологий педагогом дополнительного образования в работе творческих объединений начального технического моделирования на базе муниципального авиамодельного клуба города таганрога сдтт «мак» (из опыта работы) / М. В. Шевченко // Сб. тез. XV Южно-Российской межрег. науч.-практ. конф.-выст. «Информационные технологии в образовании – 2015». Ростов-н/Д, 2015.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  Техническое творчество, авиамоделирование, компьютерные и мультимедийные средства

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.