Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2016»
2-3 ноября 2016 года, г. Саратов

ИКТ составляющая дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»

Автор: Сухорукова Елена Владимировна, Кандидат педагогических наук, Доцент
Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
В статье рассмотрено содержания модуля "Современные информационные технологии в образовании" в дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», выделены уровни освоения учебного материала, основные показатели оценки работы в модуле, описаны применяемые образовательные технологии.
Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда. Эзоп

Современные подходы к политике информатизации образования диктуют соответствующие принципы построения образовательной политики и стратегические направления внедрения инноваций в образовательную среду на основе новых ИКТ. Модель “Образование на всю жизнь” уже давно сменилась на концепцию “ Образование в течение всей жизни”. Активное внедрение ИКТ в образование предполагает в том числе и частичное изменение характера трудовой деятельности учителя, что, в свою очередь, выражается в смене приоритетов. 

Мы живем в постоянно меняющемся мире. Знания, приобретенные студентом, учителем во время обучения в вузе как инструмент для самореализации в профессиональ­ной жизни, сегодня быстро переходят в разряд устаревших и оказываются невостребованными или недостаточными. Конечно базовые знания по предмету и его методике обучения, по педагогике и психологии являются основой для успешной карьеры, но только их явно недостаточно. Современный педагог вынужден непрерывно обновлять свой образовательный багаж, чтобы быть уверенным в своей востребованности в будущем.

Профессиональный рост многих учителей приводит на административную работу в образовании, а значит возникает потребность и в получении новых знаний, компетентностей в направлении управления образованием в образовательном учреждении. В связи с этим с 2015 года в Балашовском институте СГУ организовано обучение по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании». Целью данной программы является развитие профессиональных компетенций слушателей в области менеджмента в образовании, подготовка руководителей образовательных организаций и подразделений и лиц, предполагающих занять руководящие должности в образовательных организациях, не имеющих профессионального образования по экономическим или управленческим направлениям.

Модуль “Современные информационные технологии в образовании” предназначен для быстрого и эффективного обучения преподавателей использованию информационно коммуникационных технологий и информационных ресурсов в профессиональной деятельности. Его содержание отражает ведущую роль педагога в изменениях в учебном процессе на основе использования ИКТ, помогает осознать новые педагогические квалификационные характеристики педагога в условиях перехода к цифровой педагогике в открытой глобальной образовательной среде[1].На изучение модуля отводится 36 ч ( 6ч лекций, 12ч практические занятия, 18ч самостоятельная работа), форма промежуточной аттестации - зачет. Цели модуля: формирование у слушателей готовности моделировать образовательный процесс на основе современных информационных технологий.

Задачи модуля:

  • познакомить слушателей с вариантами использования современных средств ИКТ в работе педагога;
  • сформировать знания о возможности использования Интернет сервисов в образовательном процессе;
  • изучить основные требования к электронным образовательным ресурсам;
  • сформировать умения и навыки применения современных ИКТ в образовательном процессе.

В результате освоения программы обучающийся должен уметь  применять современные ИКТ в образовательном процессе

В результате освоения программы обучающийся должен знать  теоретическую часть модуля.

После изучения модуля выпускник должен обладать профессиональной компетенцией ПК 1.4. Способность моделировать образовательный процесс на основе современных информационных технологий.

Рассмотрим подробнее содержание модуля.

Тема 1 “ Wiki- технологии в работе педагога”включает подразделы

  • Технологии Web 2.0 как средства коммуникации, быстрого поиска нужной информации, средства «коллективного авторства».
  • Общая характеристика сервисов Web 2.0. Возникновение Web2.0 и идеология социального Интернета.
  • Идеология Wiki-wiki. Создание сайтов в технологии wiki-wiki.
  • Образовательные Wiki порталы.
  • Вики сайты как площадка для обучения.
  • Технология работы в Wiki-wiki.

Выделены уровни освоения учебного материала:

1– ознакомительный: воспроизводит материал по теме, может объяснить значение ключевых понятий по теме, связывает изучаемый материал с практикой деятельности педагога.

2 – репродуктивный: умеет работать в технологии wiki в соответствии с требованиями опираясь на инструкция и под контролем преподавателя.

3 – продуктивный: владеет широким техническим и методическим инструментарием по использованию wiki в учебном процессе, владеет навыками самостоятельной методической разработки статей в wiki и использования их в образовании, владеет методами и приемами составления задний связанных с образовательными wiki, владеет методами разработки учебных проектов, использующих в качестве информационной площадки wiki.

Тема 2 “Создание интерактивных дидактических материалов”:

  • Интернет сервисы для создания интерактивных дидактических материалов.
  • Средства визуализации информации.
  • Сервисы для создания тестов, опросов, анкет.
  • Интеллект карты, ментальные карты и варианты их использования в педагогической практике.
  • Интернет - стенгазета.
  • Создание дидактических материалов для интерактивной доски

Уровни освоения учебного материала:

1 – ознакомительный: воспроизводит материал по теме, может объяснить значение ключевых понятий по теме, связывает изучаемый материал с практикой деятельности педагога.

2 – репродуктивный: умеет создавать дидактические материалы с использованием различных Интернет сервисов опираясь на инструкция и под контролем преподавателя.

3 – продуктивный: владеет широким техническим и методическим инструментарием по самостоятельному созданию дидактических материалов на базе Интернет сервисов и их использованию в учебном процессе, владеет навыками самостоятельной методической разработки дидактических материалов для Интерактивной доски и использования их в образовании.

Тема 3 “ Документы совместного редактирования”:

  • Документы совместного редактирование и их использование в педагогической деятельности.
  • Google-Диск: обзор возможностей. Создание документов, презентаций, таблиц, форм.
  • Интерактивный рабочий лист.
  • Настройка совместного доступа.
  • Эффективная совместная работа в документах.
  • Публикация документов в Интернете.

Уровни освоения учебного материала:

1 – ознакомительный: воспроизводит материал по теме, может объяснить значение ключевых понятий по теме, связывает изучаемый материал с практикой деятельности педагога.

2 – репродуктивный: умеет работать в документах совместного редактирования в соответствии с требованиями опираясь на инструкция и под контролем преподавателя.

3 – продуктивный: владеет широким техническим и методическим инструментарием по использованию документов совместного редактирования в учебном процессе, владеет навыками самостоятельной методической разработки документов совместного редактирования и использования их в образовании, владеет методами и приемами составления задний на основе документов совместного редактирования, владеет методами разработки учебных проектов, использующих документы совместного редактирования.

Тема 4 “Сайт педагога”

Ресурсы для создания сайта. Примеры сайтов педагогов. Варианты использования сайтов в педагогической деятельности.

  • Сайт педагога, его структура.
  • Сайт как платформа для организации обучения.
  • Требования к педагогическим сайтам.
  • Безопасность на сайте.

Уровни освоения учебного материала:

1 – ознакомительный: воспроизводит материал по теме, может объяснить значение ключевых понятий по теме, связывает изучаемый материал с практикой деятельности педагога.

2 – репродуктивный: умеет работать в технологии сайтостроения в соответствии с требованиями опираясь на инструкция и под контролем преподавателя.

3 – продуктивный: владеет широким техническим и методическим инструментарием по использованию сайта в учебном процессе, владеет навыками самостоятельной методической разработки педагогических сайтов и использования их в образовании, владеет методами и приемами разработки сайта - портфолио педагога, сайта класса, владеет методами разработки учебных проектов, использующих в качестве информационной площадки сайт.

При организации контактной работы (лекции, практические занятия) используются активные и интерактивные форм работы в технологии развития критического мышления; технологии проблемного обучения; технологии интерактивного обучения; технология контекстного обучения; электронные образовательные технологии. Моделирование образовательного процесса на основе современных ИКТ влияет и на формировании конкурентной позиции вуза [2].

Основные показатели оценки работы в модуле: знает теоретическую часть модуля; умеет работать в wiki технологии; разрабатывать дидактические материалы на базе Интернет сервисов; работать в документах совместного редактирования; создавать образовательные сайты; владеет методами использования существующих образовательных ресурсов в учебном процессе; владеет навыками самостоятельной методической разработки цифровых образовательных ресурсов; владеет технологиями организации информационного пространства педагога; владеет методикой моделирования образовательного процесса на основе современных ИКТ.Предусмотрены следующие формы и методы контроля и оценки: опрос, выполнение практических заданий, самостоятельные работы, создание портфолио разработанных интерактивных материалов, зачет.

Подводя итог отметим, что постоянное повышение квалификации в течении всей жизни способствует повышению уровня профессиональной ИКТ-компетентности, развитию навыков коллективной работы, самореализации педагогов, а также стимулированию творческой активности. Интеграция новых методов и технологий в образование способствует росту требований к профессиональной ИКТ-компетентности преподавателей. Обучение по различным направлениям дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, содержащим ИКТ составляющую предоставляет возможности для самореализации и самоутверждения педагогов и их профессионального роста.

Список использованных источников
  1. Сухорукова Е.В. О возможности повышения эффективности изучения дисциплины с помощью создания студентами Google сайта// Информационные технологии в образовании: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. — С. 173–176.
  2. Насонова Е. Д., Грибанова-Подкина М.Ю. Информационные технологии управления в формировании конкурентной позиции вуза // Информационные технологии в образовании: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. — С. 236–238.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  Программы профессиональной переподготовки, образование, ИКТ, информатизация, обучение, Wiki- технологии, интерактивные дидактические материалы, документы совместного редактирования, сайт педагога

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.