Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2016»
2-3 ноября 2016 года, г. Саратов

Портфолио обучающегося как компонент электронной информационно-образовательной среды

Автор: Иванов Владимир Константинович, Кандидат технических наук, Доцент
Тверской государственный технический университет
В статье описывается работа с электронным портфолио обучающихся в Тверском государственном техническом университете. Определены требования к портфолио. Описаны состав и структура электронного портфолио. Обсуждается реализация программного и информационного обеспечения. Представлены основные элементы технологии работы с электронным портфолио, включая взаимодействие с другими компонентами электронно

Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) для всех уровней и направлений подготовки в требованиях к условиям реализации образовательных программ предусматривают неограниченный доступ обучающихся к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) организации. В число основных функций ЭИОС входит обеспечение "формирования электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса".

Естественный вопрос, который возникает у менеджмента и специалистов образовательной организации, следующий – как должна быть реализована система формирования электронного портфолио с учетом актуальных задач практики учебного процесса, ресурсных ограничений, взаимодействия с другими компонентами ЭИОС, влияния на показатели эффективности образовательной деятельности.

В настоящей статье мы отвечаем на эти вопросы, показывая как построена работа с электронным портфолио обучающихся в Тверском государственном техническом университете.

Требования к портфолио обучающегося. В общем случае портфолио – это собрание или совокупность работ, осуществлённых проектов. В образовании портфолио может представлять собой персональное собрание информации и/или документов, показывающих достижения владельца этого портфолио. Важной особенностью такого портфолио является отражение роста, прогресса учебных (и потенциально профессиональных) достижений владельца, выраженных и подтвержденных в конкретных продуктах: выпускных работах, дипломах, публикациях.

С одной стороны портфолио способствует увеличению репутационного капитала его владельца, играя безусловную положительную роль при трудоустройстве. С другой – показывает уровень и качество подготовки специалистов в конкретном образовательном учреждении.

Ниже перечислены основные требования к электронному портфолио, сформулированные при проектировании системы:

• Интеграция с другими компонентами ЭИОС.

• Понятные состав и структура портфолио.

• Краткое, информативное описание составляющих элементов.

• Удобный, комфортный просмотр составляющих элементов.

• Отсутствие механизма сравнительной оценки достижений (это не является задачей портфолио).

• Самостоятельное ведение портфолио обучающимися под наблюдением кураторов учебных групп.

• Авторизованный доступ к портфолио, защита от несанкционированного доступа.

• Сбор агрегированной (обезличенной) статистической информации о количестве элементов портфолио.

Состав электронного портфолио. В состав электронного портфолио входят следующие разделы:

• Выпускные квалификационные работы - информация о выпускных квалификационных работах, выполненных обучающимся.

• Курсовые работы - информация о курсовых работах по различным дисциплинам, которые выполнил обучающийся.

• Участие в НИР, грантах, научных конференциях - информация об участии обучающегося в научно-исследовательских работах, в том числе работах по грантам, а также об участии в научных конференциях и семинарах.

• Публикации и другие результаты научной деятельности - список опубликованных работ обучающегося, а также информация о зарегистрированных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, компьютерных программах, базах данных (патенты, свидетельства о регистрации и т.п.).

• Прохождение практик - информация о прохождении обучающимся учебных, производственных или научно-исследовательских практик.

• Участие во внеучебной деятельности - информация об участии обучающегося в спортивных соревнованиях, культурных мероприятиях и т.п.

• Поощрения, награды.

Реализация электронного портфолио. Работы по созданию и внедрению электронного портфолио осуществляются в рамках подпрограммы "Электронная информационно-образовательная среда ТвГТУ" университетской целевой программы "Учебная деятельность ТвГТУ: нормативное, организационное и методическое обеспечение на 2015-2018 годы".

Система формирования электронного портфолио реализована как часть LMS Moodle, являющейся базовой для организации электронного обучения в ТвГТУ. Программное обеспечение разработано на основе плагина Giportfolio 2.2+. База данных является частью базы данных Moodle.

Основные функции электронного портфолио:

• Ввод данных о достижениях обучающегося по каждому разделу портфолио. Состав реквизитов вводимой информации имеет общую часть, но специфичен для каждого раздела.

• Загрузка в портфолио файлов различных форматах (текстовые документы, фотографии, изображения и другие медиа файлы).

• Просмотр и редактирование введенной информации по каждому разделу портфолио.

• Просмотр, замена или удаление файлов, добавленных в портфолио.

• Печать портфолио целиком или отдельного раздела.

• Экспорт портфолио в файл с форматом PDF.

Пользовательский интерфейс системы формирования электронного портфолио позволяет практически сразу приступить к работе и включает достаточный объем подсказок и справочной информации.

Разработка выполнена в Центре научно-образовательных электронных ресурсов ТвГТУ.

Технология работы с электронным портфолио предусматривает как выполнение регулярных процедур со стороны  пользователей и персонала, так и ряд важных единовременных мероприятий:

• Авторизованный доступ в электронное портфолио осуществляется через портал "Электронная информационно-образовательная среда ТвГТУ" http://elearning.tstu.tver.ru.

• Все пользователи, регистрирующиеся на этом портале, автоматически подключаются к электронному портфолио.

• Требуется и учитывается согласие обучающегося на размещение в свободном доступе его выпускных квалификационных работ.

• Разработаны и утверждены правила кодирования учебных групп, позволяющие использовать минимум информации для правильной идентификации пользователей и элементов портфолио.

• Проведены учебные занятия с кураторами учебных групп по организации работы студентов с электронным портфолио.

• По результатам эксплуатации готовится Положение об электронном портфолио обучающихся в ТвГТУ.

Представленный вариант электронного портфолио позволяет частично, в той или иной степени, выполнить и другие требования ФГОС ВО, касающиеся функционирования ЭИОС. Например, фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации; доступность выпускных квалификационных работ; взаимодействие между участниками образовательного процесса в Интернет.

Взаимодействие с другими компонентами ЭИОС. Электронное портфолио обучающегося - составная часть ЭИОС ТвГТУ, использование которой в учебном процессе предусмотрено по всем направлениям подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.

Основные общеуниверситетские компоненты ЭИОС ТвГТУ следующие:

• Образовательный портал.

• Среда электронного обучения Moodle.

• База данных учебно-методических комплексов.

• Технология поддержки портфолио обучающихся.

• Система повышения квалификации преподавателей.

• Виртуальные лаборатории, практикумы, имитаторы оборудования.

• Платформа для проведения видеоконференций и вебинаров.

• Система разработки и использования учебных тестов.

• Электронно-библиотечная система ТвГТУ.

• Сайт зональной научной библиотеки.

• Cистема анализа обеспеченности учебной литературой.

• Распределенный каталог научных публикаций ТвГТУ.

• Автоматизированная информационная библиотечная система Marc-SQL.

• Правовые базы данных "Консультант Плюс", "Гарант".

• База данных нормативно-технической документации "Технорматив".

• Система мониторинга электронных образовательных ресурсов ТвГТУ.

• ЭБС других производителей.

Более полное описание компонентов ЭИОС ТвГТУ можно найти в [1].

Отметим, что компоненты ЭИОС ТвГТУ построены на базе универсальных технологий, находятся в эксплуатации, активно поддерживаются, открыты к расширению.

Система формирования электронного портфолио интегрирована в среду электронного обучения Moodle, использует общие архитектурные решения, программное обеспечение, базу данных. Более того, используются общие программные и информационные интерфейсы с электронно-библиотечной системой и базой данных учебно-методических комплексов ТвГТУ. Таким образом обеспечивается:

• Эффективная и незатратная поддержка и сопровождение всего программно-информационного комплекса.

• Возможности синхронного развития ключевых компонентов ЭИОС и возможности согласованного изменения и/или расширения их функциональности.

• Поддержка единой системы классификации и кодирования информационных элементов ЭИОС.

• Удобство работы пользователей ЭИОС – общая авторизация, унифицированный пользовательский интерфейс.

Заключение. Мы можем совершенно определенно констатировать, что требования ФГОС ВО в части формирования электронного портфолио обучающегося в рамках функционирования ЭИОС выполнены. Цель - сохранение достижений обучающихся (в том числе работ, рецензий и оценок) - достигнута. Направление дальнейших работ пока видится следующим образом: накопление статистической информации о достижениях обучающихся; оперативный ретроспективный и перспективный анализ достижений в разрезах факультетов (кафедр), направлений подготовки, параметров контингента обучающихся; разработка пользовательских интерфейсов и отчетности для руководителей, кураторов студенческих групп, администраторов.

Список использованных источников
  1. Иванов, В.К. Электронная информационно-образовательная среда университета как основа интеграции системы управления и оценки качества технического образования: статья // Применение современных инструментов для диагностики качества освоения образовательных программ : материалы докладов науч.-практ. конференции / Тверской государственный технический университет. - Тверь, 2016. - С. 33-37.
Ключевые слова  портфолио, информационно-образовательная среда, образовательный стандарт, электронное обучение.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.