Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Саратовский областной институт развития образования
Комитет по информатизации Саратовской области
Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов»
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании»
VII Всероссийская (с международным участием)
научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2015»
2-3 ноября 2015 года, г. Саратов

Об одном способе организации онлайн викторины

Автор: Баженов Илья Иванович, Кандидат физико-математических наук, Доцент
Государственное образовательное учреждение высшего образования "Коми республиканская академия государственной службы и управления"
В докладе приводится пример использования сервисов Google для организации массовых дистанционных конкурсов-викторин.

В настоящей заметке приводится пример организации конкурса-викторины с использованием инструментов Google Диск. Модель применима в различной аудитории (школьники, студенты, учителя и преподаватели) и в различных предметных областях. Мероприятие может иметь как соревновательный характер, так и использоваться для проверки знаний обучающихся. Возможны различные формы использования модели - командное участие или индивидуальный состязание.  Конкурс может быть проведен при работе в аудитории или в дистанционном режиме с использованием сети интернет. Процесс реализации викторины полуавтоматический, участие в мероприятии – интерактивное и массовое. Требуется подготовительная работа по формированию содержательных вопросов и заданий, техническое исполнение подготовительных документов и организационная работа по формированию команд и оглашению правил, модерация мероприятия - минимальная.

Правило проведения конкурса. Имеется игровое поле квадратной формы nхn. Каждой клеточке этого поля соответствует отдельная задача. Правильное решение задачи окрашивает соответствующую клетку в цвет команды (участника). Модератором формулируется цель игры.

Например, в игре принимают участие четыре команды, члены команды работают в удаленном режиме (в случае сетевого варианта). Угловые клетки игрового поля окрашены в четыре разных цвета. Задача каждой команды пройти по этогму полю в противоположный угол квадрата. Траектория должна быть проложена так, чтобы соседние ее клеточки обязательно имели общую сторону. Другими словами, продвигаться из каждой клеточки можно только по вертикали или по горизонтали (рис.1).

Каждая команда ведет свой журнал, выполненный в виде таблицы. Команда открывает на игровом поле клеточку с задачей, решает ее и оставляет ответ в своем журнале в соответствующей клетке. Если ответ верный, то клеточка в командном журнале должна окраситься в цвет команды.  Команды могут решать одинаковые задачи, если они выбрали одинаковую ячейку игрового поля. Участники конкурса и болельщики видят ход выполнения заданий всеми командами на общем табло. Выигрывает та команда, которая первой достигнет клетки в противоположном углу игрового поля.

Ясно, что цель игры может быть иной – например, закрасить на игровом поле, как можно больше клеточек в свой цвет за отведенное время, то есть решить, как можно больше задач.

Алгоритм создания игры. Ниже приводится последовательность действий по подготовке материалов конкурса.

Шаг 1.Готовим вопросы. Нужно подготовить задания и ответы к ним. Если игровое поле будет иметь размеры nxn, то всего вопросов должно быть n^2. Необходимо собрать все задания в одном текстовом документе, это поможет в дальнейшем быстро оформить игровое поле. Нужно также сразу приготовить таблицу с верными ответами. Это будет таблица nxn, в ячейках которой размещены верные ответы на задания. Следует сразу выбрать и оговорить затем в условии, используются ли разные регистры и знаки. Можно, например, потребовать, чтобы все ответы вписывались только с использованием заглавных букв (верхнего регистра), чтобы в ответах не было пробелов и знаков препинания.

Шаг 2. Создаем сайт конкурса в интернет. Создаем n^2 страниц (в Блоггере или в Гуглсайтах), на которых размещаем вопросы. В панели навигации эти страницы не следует отображать. Если у вас вопросы были заготовлены в текстовом формате, то создать страницы получится быстрее, и меньше шансов запутаться. Теперь можно заготовить игровое поле. Для этого можно создать таблицу в ГуглДиск, таблицу оформить с тонированием ячеек и выделением границ ячеек. С нужных ячеек таблицы организовать ссылки на созданные ранее страницы сайта с вопросами. Создать отдельную страницу на сайте ПОЛЕ С ЗАДАНИЯМИ и вставить нужный  участок подготовленной таблицы (в гуглдиск таблица может быть большая, нужно выделить только требуемый участок).  Игровое поле (рис.1) готово и размещено на отдельной странице сайта конкурса.

 

 
  Описание: http://4.bp.blogspot.com/-_T_uiq5PyQA/VXcnBkv6MUI/AAAAAAAAMP4/5Z8J_7mPd3Q/s1600/2015-06-09%2B21-47-46%2B%25D0%25A1%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2588%25D0%25BE%25D1%2582%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0.png


Шаг 3. Создаем журналы команд. Для каждой команды заводится свой журнал в виде таблицы Гугл. Журналы имеют одинаковую структуру, поэтому достаточно приготовить один экземпляр, а затем его растиражировать на количество команд. Желательно подписи строк и столбцов привести в соответствие с их маркировкой на игровом поле. На рисунке 2 приведен пример оформления журнала команды для представленного игрового поля 5х5 (рис.1). В ячейках этой таблицы участники команды 1 будут вносить ответы. Если ответ верный, то соответствующая ячейка должна окраситься в цвет команды. Для этого можно использовать функцию условного форматирования (горизонтальное меню – ФОРМАТ-УСЛОВНОЕ ФОРМАТИРОВАНИЕ) для каждой ячейки журнала команды. Опустим подробное описание  выполнение этого действия, его можно найти в пояснениях [], а также в справке к сервису Диск Google. 

 

Шаг 4. Создаем онлайн табло.Теперь создаем онлайн табло. Суть табло - в режиме реального времени отображать ход конкурса, выделять верно выполненные задания всеми командами. Тут могут быть разные решения. Самый простой вариант - транслировать в виде отдельных окон журналы команд на специальной страничке сайта с названием «табло». Журнал команды лучше сделать с крупными ячейками, поскольку в них участники будут вписывать ответы. Для удобства можно дублировать раскраску журнала команд на отдельном листе таблицы в более мелком масштабе, и именно эту копию размещать в виде активного окна на страничку «табло».

Автором апробирована представленная модель в конкурсе под названием «GM5x5» в рамках научно-практической конференции летом 2015 года. Сайт конкурса был выполнен в Blogger.com. Участниками конкурса являлись учителя, темой викторины был выбран сервис GoogleMaps. Материалы этого мероприятия и заготовки имеются в сети в открытом доступе [1]. Был реализован сетевой вариант конкурса, хотя команды находились в одной аудитории. Все 25 заданий, предложенные во время конкурса, предполагали исследовательскую работу с картографической информацией в сервисе Карты Google. Приведем типичные примеры использовавшихся заданий:

Пример 1. Вы двигаетесь от площади Ленина в Пскове в сторону реки Великой. При въезде на Ольгин мост есть два дорожных знака – ограничение на скорость и на тоннах проезжающего транспорта. Перейдя реку Великую, справа вы увидите старинную звонницу.  Сколько колоколов вы увидите в колокольных нишах? Будьте внимательны, можете использовать фотографии и панорамные снимки, которые прикреплены к близлежащим местам. Наберите последовательно три этих числа без наименований единиц, пробелов и разделительных знаков.

Пример 2.Совершите экскурсию по залам Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу (Искусство ХХ века). И найдите знаменитую работу Малевича «Черный квадрат». Какой номер имеет зал, в котором эта картина демонстрируется? Подойдите к плакату, который раскрывает содержание работ этого зала. В первом абзаце текста на плакате выписаны 4 фамилии художников, впишите вторую фамилию (без инициалов и заглавными буквами, не используйте пробелы и разделительные знаки).

Пример 3. Вы собираетесь совершить автомобильную поездку из Сыктывкара в Калугу. Выберите самый короткий путь. Сначала напишите, сколько километров составляет ваша дорога.  Затем запишите название населенного пункта, у которого вы должны съехать с автомобильного шоссе Е101 (Киевское шоссе), чтобы попасть в Калугу (название населенного пункта наберите заглавными буквами и не используйте пробел и другие разделительные знаки).

Используемые источники:

1.     Баженов И.И. Конкурс GM5x5 [Электронный ресурс]  URL: http://gm5x5.blogspot.ru/ (дата обращения 30.09.2015)

Список использованных источников
  1. Баженов И.И. Конкурс GM5x5 [Электронный ресурс] URL: http://gm5x5.blogspot.ru/ (дата обращения 30.09.2015)
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  сервисы Google, интерактивная игра, викторина, карты Google

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.