Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Министерство образования Саратовской области
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет
им. Н.Г. Чернышевского
Саратовский институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования
V Всероссийская (с международным участием)
научно-практическая конференция
«Информационные технологии в образовании»
«ИТО-Саратов-2013»
8-9 ноября 2013 г., город Саратов

«ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г.Котово Котовского Муниципального района Волгоградской области"
Сегодня интернет – технологии стали доступными и занимают важное место практически во всех областях человеческой деятельности, включая и образование. Характеристики современного аппаратного обеспечения меняются и совершенствуются практически ежедневно, и любая российская школа вряд ли сможет обновлять свою техническую базу в соответствии с быстро меняющимися вычислительными возможностями совреме
«Несомненный признак истинной науки – сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается» Л.Н. Толстой

Сегодня интернет – технологии стали доступными и занимают важное место практически во всех областях человеческой деятельности, включая и образование.

Характеристики современного аппаратного обеспечения меняются и совершенствуются практически ежедневно, и любая российская школа вряд ли сможет обновлять свою техническую базу в соответствии с быстро меняющимися вычислительными возможностями современных компьютеров и обеспечивать учебный процесс последними новинками компьютерной техники. Такая же ситуация с программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного обслуживания учащихся.

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением вышеописанных проблем является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений». Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. В образовательных учреждениях России облачные сервисы изначально появились в основном как бесплатные хостинги почтовых служб. Другие многочисленные инструменты облачных вычислений для образования практически не использовались в силу недостаточности информации о них и отсутствия практических навыков их использования для учебных целей. И только сравнительно недавно ученическое сообщество и преподаватели по достоинству начали оценивать инновационные IT-приложения. Лучший способ подготовки школьников к работе с новейшими IT-технологиями  – внедрение этих технологий в образовательный процесс.

Достоинства облачных сервисов

доступность

  • облака доступны всем, из любой точки, где есть Интернет, с любого компьютера, где есть браузер. Нет необходимости в покупки лицензионного ПО, его настройки и обновлении, вы просто заходите на сервис и пользуетесь его услугами

низкая стоимость 

  • снижение расходов на обслуживания виртуальной инфраструктуры
  • оплата фактического использования ресурсов, пользователь облака платит за фактическое использование вычислительных мощностей облака, что позволяет ему эффективно распределять свои денежные средства.
  • использование облака на правах аренды позволяет пользователям снизить расходы на закупку дорогостоящего оборудования
  • развитие аппаратной части вычислительных систем, в связи с чем снижение стоимости оборудования.

гибкость — неограниченность вычислительных ресурсов (память, процессор, диски), за счет использования систем виртуализации, процесс масштабирования и администрирования «облаков» становиться достаточно легкой задачей, так как «облако» самостоятельно может предоставить вам ресурсы, которые вам необходимы, а вы платите только за фактическое их использование.

надежность – надежность «облаков», особенно находящихся в специально оборудованных ЦОД, очень высокая так, как такие ЦОД имеют резервные источники питания, охрану, профессиональных работников, регулярное резервирование данных, высокую пропускную способность Интернет канала, высокая устойчивость к DDOS атакам.

безопасность – «облачные» сервисы имеют достаточно высокую безопасность при должном ее обеспечении, однако при халатном отношении эффект может быть полностью противоположным.

Недостатки облачных сервисов

постоянное соединение с сетью – для получения доступа к услугам «облака» необходимо постоянное соединение с сетью Интернет.

программное обеспечение и его кастомизация – есть ограничения по ПО которое можно разворачивать на «облаках» и предоставлять его пользователю. Пользователь ПО имеет ограничения в используемом ПО и иногда не имеет возможности настроить его под свои собственные цели.

конфиденциальность – конфиденциальность данных хранимых на публичных «облаках» в настоящее вызывает много споров, но в большинстве случаев эксперты сходятся в том, что не рекомендуется хранить наиболее ценные документы на публичном “облаке”, так как в настоящее время нет технологии которая бы гарантировала 100% конфиденциальность хранимых данных.

надежность – что касается надежности хранимой информации, то с уверенностью можно сказать что если вы потеряли информацию хранимую в “облаке”, то вы ее потеряли навсегда.

безопасность – “облако” само по себе является достаточно надежной системой, однако при проникновении на него злоумышленник получает доступ к огромному хранилищу данных. Еще один минус это использование систем виртуализации, в которых в качестве гипервизора используются ядра стандартные ОС такие, как Linux, Windows и др., что позволяет использовать вирусы.

дороговизна оборудования – для построения собственного облака необходимо выделить значительные материальные ресурсы, что не выгодно образовательным учреждениям.

Обзор «облачных» сервисов

1. Box.net сервис хранения и синхронизации файлов. Файловое облачное хранилище – место хранения информации, расположенное у поставщика облачных услуг, не относящееся к конкретному оборудованию и доступное через сеть Интернет. Позволяет хранить документы Word, Excel, PowerPoint, музыкальные и видео файлы, открывать к ним доступ коллегам и обучающимся. Также дает возможность осуществлять кросс-платформенную синхронизацию файлов.

Dropbox.comcледующий очень распространённый сервис из той же категории. Файловое хранилище Dropbox.com позволяет хранить и синхронизировать ваши документы на всех устройствах, откуда будет установлен доступ к сети Интернет.

Сервис отечественной компании Яндекс позволяет реализовать такие же функции, что box.net и dropbox.com. Отличительной особенностью является количество места, которое предоставляет для работы - 10 гигабайт.

2. Diigo.com хранение закладок. Данный ресурс позволяет сохранять закладки, группировать их, открывать к ним доступ и дает возможность сохранять заметки к этим ресурсам, различные закладки, писать к ним комментарии и организовывать закладки в группы. Особенность заключается в том, что предоставлена возможность обеспечить коллективный доступ к закладкам с совместным редактированием, возможность организовать работу с любого устройства и браузера.

Также нельзя не отметить программный продукт, входящий в состав стандартного набора Microsoft Office – One Note. Данное приложение позволяет работать с заметками практически на любом мобильном устройстве с последующей загрузкой в «облако» и возможностью просматривания их на обычном компьютере.

3. Smartsheet.com яркий пример ресурса, который помогает управлять временем. Планировщик проектов в режиме реального времени позволяет ставить задачи, контролировать ход выполнения и отслеживать динамику во времени. Используя диаграмму Гранта, можно распланировать работу как нескольких человек, так и целого подразделения. Доступ можно осуществить с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

4. Microsoft Office 365– это стандартный пакет Microsoft Office, работающий как приложение в сети Интернет. Используя его, можно с любого компьютера, зайдя под индивидуальными логином и паролем, работать с документами, не имея локальной копии Office программ. Работа через браузер легка и знакома, потому что весь привычный интерфейс Microsoft Office сохранен.

Пионером в области облачных сервисов по работе с документами является Google. Google документы, Google таблицы и Google презентации – яркие примеры реализации облачных технологий в принципе, в частности – облачный офис, который можно использовать бесплатно.

Известные проблемы, являющиеся камнем преткновения в данном вопросе, также очевидны, как и преимущества. К ним относятся: недостаточное оснащение техникой, низкая скорость доступа в Интернет и контентная фильтрация. Ограничен доступ в поисковики, блоги, сайты дистанционных конкурсов, олимпиад, так как они не входят в перечень федеральных образовательных ресурсов.

В образовательный процесс, в том числе и в процесс обучения информатике, использование «облачных технологий» приходит с задержкой и еще не находит широкого применения. Хотя современные дети читают об «облачных технологиях» и используют некоторые из них в своей личной деятельности. Однако чем раньше преподаватели, учителя, руководители начнут использовать облачные сервисы в своей работе, тем раньше они получат эффективный инструмент для построения индивидуальной траектории обучения, тем эффективнее и интереснее они могут сделать процесс обучения.

И в заключении…

Облачные технологии – это не только будущее, во многом это уже и настоящее. Ведь в повседневной суете мы не обращаем много внимания на настоящие облака, но это не отменяет того факта, что они существуют и определенную роль в нашей жизни играют.

Список использованных источников
  1. Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О. Макарова. –http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf
  2. Облачные сервисы в образовании / З. С. Сейдаметова, С. Н. Сейтвелиева С.Н. / Крымский инженерно-педагогический университет. – http://ite.ksu.ks.ua/ru/webfm_send/211
  3. Портал Интернет-обучения E-education.ru – http://www.e-education.ru
  4. http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=1448
  5. http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/205-oblachnye-vychisleniya
  6. http://www.seocafe.info/yandex/26702-yandeks-disk-novoe-hranilische-failov.html
  7. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. – М: Интуит.ру, 2007. – 63 с
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  облако, технологии, Интернет, образование, сервис, ПО, процесс, учащиеся, системы

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.